По коридорам власти продолжается триумфальное шествие закона об отмене льгот и льготников. 156 голосов «за», 5 «против» и один сенатор, на всякий случай не признавшийся, так за кого же он, и потому не примкнувший ни к одной из группировок, — таков результат вчерашнего голосования в Совете Федерации.

Собственно, другого никто и не ожидал. Задолго была известна даже дата, на которую назначат «одобрямс», — через три дня после принятия закона Госдумой. Чиновничьего рвения не остановило и то обстоятельство, что выпадала «дата» на воскресенье.

И чтобы уж ничто не помешало официальной процедуре принятия «революционного» (по выражению самих же сенаторов) закона, их самым тщательным образом охраняли от представителей того самого народа, который решено было в очередной раз облагодетельствовать. Большую Дмитровку перегородили милицейскими кордонами, забили техникой и служивым людом с автоматами и без. Здание Совфеда превратилось в осажденную крепость, были аннулированы все пропуска, и пришлось трижды (!) предъявлять удостоверение парламентского корреспондента, чтобы попасть на улицу, к зданию и, наконец, внутрь. Более того, перетряхнули мою сумку и заставили показать, что в диктофоне нет батареек. Таких беспрецедентных мер не предпринималось даже при недавнем визите в СФ самого президента!

Но при этом аккурат напротив входа расположилась компактная группа граждан с хорошо оформленными призывами в поддержку отъема у них льгот и выдачи денежных компенсаций. Другую, числом значительно поболе, удерживали на другом конце улицы. Видимо, их транспаранты содержали идеологически неверные лозунги, которые могли легко ранить нежные души сенаторов накануне судьбоносного 132-го заседания… Сумевшая просочиться молодежь успела «поприветствовать» лишь родителя реформы Михаила Зурабова, прибывшего на заседание с опозданием: «Зурабов — грабитель!» Скандирование ему не понравилось, и с кривой улыбкой он поспешил зайти в здание.

Тем не менее члены СФ нервничали, а обычно спокойный председатель Сергей Миронов открыто срывался на своих коллег и подчиненных. Нет, вчерашнее заседание никак нельзя было отнести к разряду обычных — и это понимали все, но старательно разыгрывали предписанные постановщиками роли и демонстрировали оптимизм.

С последним была явная напряженка. Даже из тех скромных восьми позиций, на которых позволил настаивать себе сенат при обсуждении поправок и о которых заранее говорил, как о важной победе, осталось всего шесть. Да и теми вряд ли стоит хвастать. Например, зам председателя СФ Светлана Орлова прямо-таки с гордостью сообщила, что пострадавшим от ядерных испытаний на семипалатинском полигоне будет выплачиваться уже не 500, а 700 рублей. Никто не спорит, что это лучше, чем ничего, но разве две сотни рублей могут действительно изменить в лучшую сторону жизнь людей?

А сколько было крику о заботе и помощи детям-инвалидам! Аж по 1300 рублей в месяц сулили их несчастным родителям все, начиная с правительства и лично министра Михаила Зурабова. А теперь скороговоркой с трибуны сената среди прочего упомянули вскользь: не будет этих денег, не нашли в бюджете 4,5 миллиарда рублей. Сенаторское объяснение было простеньким до гениальности: мол, мы будем платить детям по 1300 рублей, а когда им исполнится 18 лет и они перейдут в другую категорию, то будут получать всего по тысяче, так что лучше уж сразу им не давать. Чтоб не расстраивались потом? И тружеников тыла «кинули», и взрослых инвалидов, районный коэффициент северянам оставили, а размер его определить «забыли»…

Практически все выступившие сенаторы, упоминая об отдельных недостатках реформы, бодро одобряли в целом «генеральную линию партии» и очередной «революционный закон». Парламентарии при этом жалели не население, из которого более 30 миллионов официально признано бедными, а себя, любимых. Их поставили в «неловкое положение», в «чрезвычайно тяжелую позицию», в «цейтнот», дав всего два месяца на знакомство с новым «очень сложным по форме» законом, действие которого уже сейчас отменяет 259 законодательных актов. Потому приходилось «днями и ночами сидеть» и по выходным, но все равно «решения принимались не в результате анализа, а интуитивно».

Однако единогласного одобрения все-таки не получилось. Сенатор от Ставропольского края Анатолий Коробейников заявил: «Руководство страны, взявшись за несколько реформ сразу, рискует утратить управляемость страной… Что льготы, что компенсации — все это кошкины слезы… Удвоение ВВП не приведет к улучшению жизни — надо удесятерять бюджет…» Александр Суворов, представитель Корякского автономного округа, подобно своему тезке-знаменитому полководцу был решителен и смел: «Мы принимаем революционный закон. Он вреден для общества и государственной власти. Впервые через кордон милиции пришли мы сегодня на работу. Довожу мнение нашего законодательного органа: закон вреден, его принимать нельзя!»

… Закон вчера сенат принял, и теперь дело осталось лишь за подписью президента. Однако отдельные граждане и целые общественные организации продолжают свято верить, что именно Владимир Путин защитит народ. Сегодня планируется «попытка передачи» в администрацию президента десятков тысяч подписей с обращением наложить вето на антисоциальный пакет законов.

Ольга Китова

«Русский курьер»

# 345 2004-0809

"Русский курьер"

*