Из-за растущего беспокойства в связи с количеством детей, приобретающих алкогольную зависимость, российский парламент готовится принять закон, запрещающий рекламу пива на телевидении с 7 утра до 10 вечера.

Кроме того, согласно новому закону [так в тексте. Речь идет о поправках к закону «О рекламе» — прим. перев.], в рекламе этого напитка запрещается использовать образы людей, животных и персонажи мультфильмов; она также не должна создавать впечатления, что пиво помогает достичь успеха в жизни, ведет к улучшению здоровья или умственных способностей, и утоляет жажду. Рекламу пива нельзя будет размещать на первых и последних страницах газет и обложках журналов.

Это важный шаг для страны, где пиво рассматривается почти как безалкогольный напиток. Прошлой осенью в Москве открылась клиника для лечения детей-алкоголиков, а высокопоставленные представители органов здравоохранения сообщают, что количество детей до 14 лет, имеющих зависимость — чаще всего алкогольную — за последние 10 лет выросло с 6300 до 22000.

«Привлекательная, навязчивая и агрессивная реклама пива превращает его в крайне привлекательный продукт для потребления», — заявил депутатам глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев.

Эта мера принимается в тот момент, когда популярность пива в России переживает стабильный рост. Среднегодовое потребление пива на душу населения в стране увеличилось с 37 литров в 1999 г. до 51 в 2003 г.: Россия — один из самых энергично растущих рынков в мире.

В России пиво, даже если оно содержит до 9-11% алкоголя, считается слабоалкогольным напитком, а потому его продажа, в отличие от водки или виски, практически ничем не ограничена. Пиво можно купить практически везде, в любое время; его сплошь и рядом можно увидеть в руках пассажиров городского транспорта, направляющихся утром на работу, или школьников, возвращающихся домой после уроков. Поллитровые бутылки пива, по цене в 20-30 рублей (37-56 пенсов) за штуку, красуются на прилавках точек быстрого питания и полках уличных киосков рядом с минеральной водой и соком.

Столь же непринужденное отношение к пиву наблюдается и в телевизионной рекламе. В одном ролике Альберт Эйнштейн никак не может вывести свою формулу, пока не прибегает для вдохновения к помощи бутылки пива. В другом белые медведи отмечают удачную рыбалку ледяным пивом.

Пивовары противятся новому закону, заявляя, что они тоже против детского алкоголизма, но реальная проблема заключается не в телерекламе. Вячеслав Мамонтов, глава Союза российских пивоваров, заявляет: «Мы выступаем за запрет продажи пива лицам моложе 18 лет». По его словам, Дума пытается отвлечь внимание от непопулярного законопроекта о замене социальных льгот денежными выплатами, который также внесен в повестку дня на этой неделе. «То, что дети пьют пиво — это не проблема пивоваров. Это социальная проблема», — утверждает он.

Хотя, как ожидается, запрет на рекламу должен вступить в силу в ближайшее время, пиво останется в свободной продаже. Первоначальный законопроект, внесенный в 2001 г., предусматривал признание крепких сортов пива алкогольным напитком, чтобы ограничить торговлю ими: под категорию собственно «пива» должны были попадать сорта, содержащие не более 6% алкоголя. Но эти положения законопроекта были отклонены.

По официальным данным, 2,2 миллиона россиян имеют проблемы с алкоголем. Среднестатистический россиянин потребляет 15 литров чистого спирта в год — это один из самых высоких показателей в мире.

Считается, что алкоголь — одна из причин снижения средней продолжительности жизни в стране после распада СССР до уровня ниже 60 лет. По некоторым оценкам, каждый седьмой россиянин является алкоголиком.

Кэролин Уилер (Carolynne Wheeler) сообщает из Москвы, 04 августа 2004

Максим Коробочкин, ИноСМИ.Ru

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 04 августа 2004, 12:22

ИноСМИ.Ru

*