Сегодня выступлением группы «Би-2» в поволжском поселке Эммаус Тверской области открылся двухдневный рок-фестиваль «Нашествие». Завтра вечером на его сцену выйдет группа, которой уже семь лет как нет, — самый амбициозный рок-марафон года закроется выступлением легендарного «Наутилуса Помпилиуса», без песен которого нельзя себе представить не только русский рок 80-х, но и саму эту эпоху в целом.

Всю неделю музыканты «золотого состава» коллектива репетировали в студии «Нашего радио»: в Москве после долгой разлуки встретились гитарист Егор Белкин, аранжировщик Вадим Самойлов, барабанщик Альберт Потапкин, легендарный клавишник и саксофонист Алексей Могилевский и многие другие. Не было только Вячеслава Бутусова — он вместе со своим нынешним составом «Ю-Питер» приедет в Москву лишь в последний день («Слава увидит и услышит много нового», — смеялись музыканты).

Корреспондент «РГ» попросил музыкантов сделать перерыв в работе и расспросил их о завтрашнем концерте.

Вы семь лет не играли вместе. Сейчас не возникает чувство нереальности происходящего?

Егор Белкин: Знаете, а ведь это не первое наше «воссоединение» — несколько лет назад мы давали совместный концерт на рок-фестивале в Екатеринбурге. Там, кстати, Михаил Козырев и предложил нам как-нибудь собраться еще и в Москве. Изначально была идея собрать всех, кто когда-либо играл в «Наутилусе», но по разным причинам этого нельзя было сделать — кого-то нет в живых, а кто-то отрезал от себя прошлое и не хочет к нему возвращаться…

Алексей Могилевский: Кстати, каждый из нас дважды заходил в реку «Наутилуса», каждый в какой-то момент уходил и возвращался…

Белкин: …и было решено собрать «золотой состав» разных лет, который сыграет главные вещи группы.

Вадим Самойлов: Очень интересно — пальцы сами вспоминают и играют, а перед глазами — встречи с людьми и атмосфера «Наутилуса» десятилетней давности.

Что вы испытываете во время репетиций — щемящее ностальгическое чувство или желание и дальше играть вместе?

Белкин: Поживем — увидим. Есть какое-то странное, смутное чувство, мол, сыграем, а что же дальше будет?

Альберт Потапкин: Знаете, я вот сейчас наслаждаюсь тем, что играю эту музыку вместе с друзьями. Конечно, будет очень здорово и дальше время от времени собираться и играть, но главное — сыграть так, чтобы наш концерт на «Нашествии» состоялся и запомнился, остался в истории и памяти.

Могилевский: На самом деле вопрос нашего будущего — целиком в руках Славы Бутусова. Мы можем сколько угодно хотеть чего угодно, но на самом деле его позиция здесь будет решающей. «Эта музыка будет вечной, если…» Продолжение вы знаете.

За время отсутствия «Наутилуса» на русской сцене рок-музыка сильно мутировала. Не боитесь прозвучать архаично, выглядеть диковато среди музыкальной молодежи, которая играет уже нечто совершенно другое?

Потапкин: Хочу заметить, что мы специально репетируем вещи в первоначальных редакциях, в оригинальных версиях. Алексей Могилевский даже специально разыскал тот самый синтезатор, который он использовал в годы «Наутилуса», и будет играть на нем, а не на своем нынешнем ультрасовременном агрегате.

Белкин: Да, мы стараемся, чтобы все звучало по старинке, чтобы звуковой пейзаж нес на себе следы благородной патины. А что касается того, как мы будем смотреться среди молодежи, — да, у нынешнего времени другой звук, его принято называть рокапопсом. Но будем честны, ведь он вырос из корней «Наутилуса». Его родители — мы.

Самойлов: Патина патиной, а это будет очень строгая проверка этих песен на актуальность, на ее «сегодняшность»…

Могилевский: …И нас самих на сплоченность и единство — концерт покажет, сохранился ли у нас общий знаменатель «Наутилуса» или нет.

Алексей Крижевский

7 августа 2004 г.

«Российская газета»

*