Банковский кризис ударил по рынку автомобильного кредитования. Получить кредит на покупку автомобиля в российском банке в июле было крайне сложно. Работающие на этом направлении российские коммерческие банки из-за недостатка ресурсной базы и общего кризиса доверия на банковском рынке стали отказывать в кредите даже самым надежным клиентам.

Как только появились первые тревожные сигналы в банковском секторе, доля автомобилей, проданных в кредит, резко уменьшилась, рассказал «Известиям» представитель одного из московских автомобильных дилеров. Отношение к заемщикам со стороны банков стало жестче — увеличилось количество отказов в выдаче автокредитов, усложнились условия их выдачи. «Большинство работающих с нами банков увеличили уровень первоначального взноса, некоторые подняли процентные ставки», — говорит автодилер.

Корреспонденту «Известий», отправившемуся в автосалон с заданием редакции взять экспресс-кредит на покупку автомобиля, отказали в получении автокредита сразу в трех российских банках, несмотря на наличие «белой» зарплаты и других кредитных достоинств. В других российских кредитных учреждениях, куда мы обратились, прямо не отказали, но выставили абсолютно неприемлемые условия.

Пока продолжался «банковский кризис», многие банки, не решаясь на открытый отказ клиентам, буквально «заматывали» кредитные дела, требуя от них все новых подтверждений кредитоспособности (дополнительных поручителей, справок о семейном положении, о службе в армии). Некоторые вернулись к практике всевозможных уловок, снижающих риски банка и повышающих стоимость кредита.

«Российские банки на время банковского кризиса просто «зажались», решив пересидеть трудные времена «в деньгах», т.е. с высоколиквидными активами на руках, — объясняет ситуацию Елена Матросова, руководитель Центра макроэкономических исследований компании БДО Юникон. — Общее впечатление такое, что на российском банковском рынке произошло сжатие кредитных ресурсов». Видимо, с этим и связаны рост числа отказов в выдаче кредитов и ужесточение банками требований по их выдаче. Высокий уровень первоначального взноса (до 40% от стоимости автомобиля), комиссионные за открытие и ведение ссудного счета, высокие страховые тарифы — все эти приемы, которые с развитием рынка кредитования, казалось, уже остались в прошлом, во время кризиса вновь стали применяться в массовом порядке.

«Получить кредит» корреспонденту газеты все-таки удалось. Правда, в иностранном банке (и на лучших условиях). Кредитный эксперт банка на основании все тех же анкетных данных и документов не нашел оснований для отказа в кредите. «Такая ситуация неудивительна, ведь у иностранных банков сейчас гораздо больше возможностей по привлечению денежных средств — их ресурсная база подпитывается головной компанией», — говорит Елена Матросова.

Впрочем, в самих иностранных банках не увязывают рост своего кредитного бизнеса с трудностями российских банков. «Да, в июле на рынке потребительского кредитования наблюдался серьезный рост — более 40% от предыдущего месяца, — говорит Михаил Бернер, начальник отдела маркетинга Ситибанка. — Однако положительная тенденция в этом сегменте наблюдается с начала 2004 года. Так, за I квартал наш кредитный портфель увеличился на 48.1%. Просто люди стали стремиться жить лучше, и у них появилась возможность реализовать свои планы за счет кредитования».

Не лучше положение с автокредитами и сейчас. Только в последние дни банки стали возвращаться к прежним правилам выдачи кредитов. Но по-прежнему с большей долей вероятности рассчитывать на получение автокредита можно лишь в госбанках, крупных коммерческих и иностранных банках.

В лидерах потребкредитования — иностранцы

Сейчас потребительским кредитованием в России занимаются сотни банков. Однако 20% всех выданных кредитов приходится на десятку лидеров потребительского кредитования. Объем кредитов физическим лицам в 2003 году увеличился на 47.4% по сравнению с 2002 годом и составил 299.7 млрд. рублей. В I квартале 2004 года тенденция к росту сохранилась. К концу марта самые «потребительские» банки выдали займов на сумму 76 млрд. руб., что на 14.1% больше по сравнению с тем же периодом 2003 года. При таких темпах роста и при условии стабилизации обстановки на банковском рынке до конца 2004 года россияне получат кредитов на сумму 112 млрд. рублей.

Любопытно, что в десятке лидеров потребительского кредитования — четыре банка с иностранным участием в капитале. Более того, последние демонстрируют наиболее высокие темпы развития. Если рост кредитного портфеля Сбербанка за I квартал составил 2.2%, то Home Credit и ДельтаБанк увеличили объемы кредитования на 30.8% и 42.6% соответственно. Ситибанк, несмотря на высокие темпы роста, пока сильно отстает от других иностранных банков. Это объясняется тем, что реализация розничных программ в этом банке в активную стадию вошла не так давно. О том, по какому сценарию будет развиваться деятельность иностранных банков в России, читайте в следующем номере.

Банки-лидеры потребительского кредитования в I кв. 2004 г.

Источник: РБК

Михаил ХМЕЛЕВ

Фин. Известия

*