С момента, когда люди перестали верить в Бога, они готовы верить всему, — так можно описать потребность современников иметь хотя бы какую-то жизненную опору в столь бурно меняющемся мире.

Ежегодно в Германии из традиционных церквей выходит около 300 тысяч верующих. Эту цифру определяют по данным о сборе церковного налога. Граждане, покидающие лоно католической или евангелической церквей, перестают платить эти отчисления.

Христианские церкви, до сих пор обладающие солидными капиталами, начинают постепенно ощущать финансовые трудности. До банкротства дело вряд ли дойдёт, но, например, на ремонт церковного детского сада в каком-нибудь из городков средств порой уже не хватает.

Во что бы поверить в этом сезоне?

Иначе обстоят дела у тех, кто предлагает «эрзац», альтернативу традиционным вероучениям и социально-общественным институтам. Их дела идут в гору. Конечно, далеко не все из вчерашних католиков и протестантов присоединяются к другим «верам», но ряды приверженцев оккультных и изотерических методик расширяются очень быстро. Они вбирают в себя и тех, кто ни к каким конфессиям раннее не принадлежал. Особенно молодые люди часто решают, во что им верить, по принципу поиска модных кроссовок: чтобы было красиво и удобно, а если надоест, то можно выбросить…

Изотерическая «отрасль» начала быстро развиваться в Германии в 70-х годах. Некоторые колдуньи, целители и шаманы «первой волны» до сих пор оказывают населению свои сверхъестественные услуги. Тот, кто предпочитает брать дело в свои руки, может запастись учебными пособиями. 20% всех книжных новинок в Германии посвящены спиритуальным тайнам и эзотерическим методикам.

Самовнушение: опасности и возможности

Если оставить за скобками дискуссии между верующими и атеистами, подойдя к проблеме исключительно с позиций психологической науки, то можно сказать, что люди, пребывающие в хроническом состоянии неуверенности и повседневного стресса, нуждаются в своего рода плацебо, то есть пустой таблетке, чтобы мобилизовать свои собственные силы. Таким плацебо может быть что угодно: от куклы-талисмана до поездки к местам с «позитивной» энергией. Ежегодно, например, тысячи немцев совершают паломничество к озеру Мильштеттер Зее, якобы излучающему «лиловую энергию». После часовой прогулки многие уверяют, что чувствуют себя намного лучше. Наукой этот эффект не доказан, но доподлинно известно, что, как минимум, у 10% населения вера или самовнушение дают позитивный эффект, особенно — если речь идёт о недугах на психосоматической основе.   

То, что эффективность большинства этих методик и явлений невозможно доказать, не означает, что они являются чушью и надувательством. Например, лечение с помощью иглоукалывания в Германии получило официальное признание лишь в прошлом году.

Верит в чудо или в себя?

Согласно социологическому опросу, 78% жителей западных земель и 66% — восточных уверены в эффективности гомеопатии или аюрведы. Кроме того, в «старых» землях 56% верят в магические силы.

Готовность признать сверхъестественное находится в обратной зависимости от образовательного уровня, — указывают эксперты. Она базируется на общечеловеческом стремлении к чуду. Здесь, также как и в традиционной религиозной сфере, существует опасность сверхсильного вовлечения, которая может привести к фанатизму со всеми вытекающими последствиями.

В свободном обществе каждый волен верить во всё, что угодно. Во всяком случае, пока это не ущемляет права других людей. Кроме того, важно помнить, что под лежачий камень вода не течёт, даже если этот камень — талисман.

Максим Нелюбин

05.08.2004

www.dw-world.de/russian/

*