Российские иномарки выходят в лидеры отечественного авторынка
Иномарки все лучше и лучше осваиваются на предприятиях российского автопрома. По оценкам аналитиков, объем производства российских иномарок вырастет в этом году более чем вдвое.
Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что иномарки российской сборки в недалеком будущем вполне способны потеснить на рынке отечественные легковушки. По оценке ОФГ, к 2008 году общее количество проданных в России машин увеличится с 1,4 млн до 1,8 млн. При этом доля иномарок местной сборки должна вырасти с 5% до 20%, отобрав долю рынка у российских автомобилей.
Уже в этом году на второе место по продажам среди автомобилей иностранных марок в России вышла корейская Hyundai — во многом благодаря расширению сборки двух моделей корейского производителя на Таганрогском автомобильном заводе в Ростовской области.
Тем временем количество производств иномарок в России (сейчас их шесть) может в ближайшее время увеличиться. Вчера чиновник Минпромэнерго Николай Сорокин заявил о возможности начала сборки одной из корейских марок на Елабужском автозаводе. В представительствах Hyundai, Daewoo и Kia от комментариев по поводу высказывания чиновника отказались. Но источник, близкий к Hyundai, сообщил «Ведомостям», что корейский концерн действительно ведет переговоры об организации еще одного сборочного производства в России.
Резкий рост спроса на иномарки вынуждает производителей корректировать свои планы. По словам пресс-секретаря российского подразделения Ford Екатерины Кулиненко, в 2004 г. компания собиралась продать в России 30 тысяч машин, но, оценив рост продаж, поставила себе планку в 35 тысяч, из которых 25 тысяч придется на компакт Focus российского производства.
Среди всех прогрессирующих производителей «российских иномарок» есть лишь одно исключение. Тольяттинское совместное производство «GM-АвтоВАЗ» скорректировало планы в сторону снижения. В этом году СП планировало собрать 60 тысяч внедорожников Chevrolet Niva, но уже весной уменьшило их количество на 5000 машин. В компании это объясняют постановкой на конвейер новой модели — Chevrolet Viva на базе Opel Astra.
Впрочем, будущее сборочных производств в России не так безоблачно, как на то указывает нынешняя статистика. По мнению аналитиков, одна из самых больших проблем, с которыми столкнутся автопроизводители в России, — поиск местных поставщиков комплектующих, позволяющий снизить себестоимость продукции. «По мере насыщения рынка снижение издержек за счет локализации станет необходимостью», — подчеркивает Сахнова из ОФГ. Многие эксперты считают, что Россия сейчас не обладает достаточными мощностями для производства качественных комплектующих.
Где собирают русские иномарки
Таганрогский автозавод был построен в 1997 году ростовской многопрофильной ФПГ «Донинвест» за 320 млн долларов. До кризиса 1998 года предприятие мощностью 120 тысяч автомобилей в год успело собрать небольшое количество легковых Daewoo, но затем долго простаивало. Лишь в 2000 году удалось договориться об организации на ТагАЗе сборки коммерческих фургонов Citroen Berlingo. В 2003 году завод начал занимать свои мощности автомобилем Hyundai Accent, а с весны 2004 года запущена в производство еще одна модель Hyundai — Sonata. Если за весь 2003 год предприятие собрало 5896 автомобилей, то только в первом полугодии нынешнего года здесь выпущено 8409 машин.
Новые модели предприятие пока ставить на производство не собирается. Председатель совета управляющих ФПГ «Донинвест» Михаил Парамонов полагает, что производство на ТагАЗе «и так достаточно диверсифицировано».
Российские Hyundai будут постепенно вытеснять автомобили этой марки, импортируемые из Кореи. А вот Daewoo уже перестала поставлять в Россию автомобили из Кореи. Местный рынок полностью обеспечивает сборочное производство UzDaewoo, находящееся в Узбекистане. За первое полугодие 2004 года Daewoo продала в России 15953 автомобиля марок Nexia и Matiz. В этом году на UzDaewoo планирует собрать 70 тысяч машин, из которых только 25 тысяч предназначены для поставки в Россию.
Еще одно российское сборочное производство иномарок — калининградский «Автотор» также планирует увеличить объемы производства. Сейчас в Калининграде собирают пять моделей корейской Kia, BMW 3-й и 5-й серий, а в июне из цехов «Автотора» выехал первый Hummer H2 российского производства, который собирают по договору с General Motors. По словам пресс-секретаря «Автотора» Павла Лешакова, всего в первом полугодии предприятие собрало 6419 машин, а самый большой рост по сравнению с первым полугодием 2003 года наблюдался по Kia — 71%. По данным «Авторевю», возможно, в скором будущем на «Автоторе» будет организована сборка и других моделей концерна GM. Hummer — это пробный шар, который позволит американцам оценить качество сборки.
Группа «СОК» организовала сборку Kia Spectra на мощностях автозавода «ИжАвто». Первый автомобиль был выпущен 5 марта. В 2004 году планируется выпустить лишь около 600 автомобилей, но в 2005-2006 годах объем производства должен возрасти до 40-45 тысяч.
Наконец, во Всеволжске собирают российский Ford Focus. Именно этому производству удалось добиться наибольшей глубины локализации среди всех производителей иностранных моделей. По постановлению российского правительства Ford получил право беспошлинно ввозить импортные комплектующие для сборки автомобилей, но взамен обязался в течение пяти лет довести уровень локализации производства до 50%. Сейчас, спустя два года после запуска всеволожского завода, Ford отчитался о 25% локализации производства модели Focus.
*