В этом месяце в правительство будет внесен проект постановления о переходе отечественного автопрома на выпуск машин не ниже экостандарта «Евро-2». Об этом вчера на пресс-конференции сообщил заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго России Николай Сорокин. Это непременно скажется на стоимости отечественных авто, но гарантировать существенное улучшение их качества никто не берется.

Свое выступление Николай Сорокин начал с похвалы правительству, которое, по его словам, своими активными действиями спасает автопром. Чиновник вспомнил черный для отечественных производителей 2002 год, когда Россию заполонили подержанные шести-семилетние иномарки, а наши «жигули» и «волги» просто никто не покупал.

Тогда, как известно, правительство подняло пошлины на подержанные, а заодно и на новые авто. В итоге цены на иномарки выросли, и россиян заставили пересесть на наши машины. Их качество от этого не улучшилось, но зато выросли объемы производства. По данным Минпромэнерго, в 2003 году рост по легковым машинам составил 16%, грузовым – 12,1%, автобусам – 2,8 %. Это, по словам г-на Сорокина, позволяет говорить о правильности ранее принятых правительственных решений. В первоочередных планах правительства перевод с 2005 года всех автозаводов к выпуску техники, отвечающей экологическому стандарту «Евро-2», а с 2006 года – на уровень «Евро-3». Это скажется и на цене. По расчетам Минпромэнерго, в среднем российский автомобиль подорожает на 500–550 долларов.

Не был обойден болезненный для наших автопромышленников вопрос качества. По мнению чиновника, он носит социальный характер: «На всех автозаводах разработаны новые модели легковых автомобилей. Но если мы говорим о новом уровне товара, то надо говорить и о том, кто купит этот товар. А сегодня зарплата населения составляет 200 долларов». Г-н Сорокин высказал уверенность в том, что в России можно сделать качественный автомобиль за 8–10 тыс. долларов, но его, как считает чиновник, никто не купит, потому что покупательная способность населения низкая. Самое любопытное заключается в том, что такую позицию разделяют и производители. Во всяком случае, представитель одной из компаний-производителей заявил: «Наши заводы должны обеспечивать те слои населения, которые не обладают большими доходами». Другими словами, рекомендуется по одежке протягивать ножки, поэтому россиянам, приобретающим отечественные авто, не стоит привередничать по части их качества. Впрочем, хорошо уже то, что от потребителей российских машин не требуют дополнительной платы за проявленный патриотизм.

Правда, судя по итогам прошлого года, россияне не такие уж бедные: около 40% всех продаж авто приходится на иномарки. Эту тенденцию прочувствовали и зарубежные производители, которые активно присматриваются к нашему рынку. Уже создано шесть совместных производств. Планируется, что на долю СП к концу года придется около 146 тыс. авто. По сравнению с производством отечественных машин (1,286 млн.) – величина мизерная.

«На большее производство СП не идут, потому что они, конечно, могут создать мощности на 500 тыс., но кто эти автомобили у них купит?» – риторически вопрошал Николай Сорокин. По его мнению, именно по этой причине не строят у нас заводы и крупные зарубежные концерны. Впрочем, позже г-н Сорокин сообщил еще об одной причине: «Когда мы говорим о производстве иностранных моделей, мы говорим о том, что производство компонентов для этих автомобилей должно быть организовано на территории России». В связи с этим он вспомнил печальный опыт французского менеджера, которого поставили во главе СП по производству автомобилей в России. Он принял директиву нашего правительства к полному исполнению и честно закупал комплектующие российского завода. Больше всего француза поразило то, что бракованные детали, отправленные назад, снова возвращались. В итоге в СП был создан целый штат, который помечал брак синей краской – чтоб назад не возвращали. Вполне возможно, и по этой причине не спешат крупнейшие концерны строить у нас заводы.

«Иностранные производители говорят, что наши комплектующие не укладываются в их требования, но нам надо подтягивать заводы по производству автокомпонентов», – сообщил Николай Сорокин. Впрочем, по его словам, в Минпромэнерго уже одобрена идея отмены импортных пошлин на технологическое оборудование, которого в России нет. «На гонках «Париж–Дакар» пока побеждает российская техника, – с гордостью констатировал напоследок чиновник. – Я видел эту технику, чувствовал ее!» Правда, он ничего не рассказал о том, как долго готовят эти «КамАЗы» к гонкам и как отбирают для них детали.

АНАСТАСИЯ САМОТОРОВА

«Новые Известия»

05.08.04

четверг

«Новые Известия»

*