Рецепт счастья чемпиона. Об азарте, спортивных достижениях и «вольных хлебах». И не только о них.
Сергей Шилов – чемпион мира и Евразии по полноконтактному карате, обладатель черного пояса.
– Сергей, в Украине вас знают как чемпиона мира по карате и изобретателя аэробики «карате-фит». В Киеве вы – один из самых востребованных персональных тренеров.. Можно сказать, что карате – словно красная нить, предопределившая вашу судьбу….
– Вообще-то начинал я совсем с другого. С фехтования. Когда в 14 лет я стал мастером спорта, меня прочили в сборную СССР. Это было в 1987 году. Однако особенного желания уходить в большой спорт у меня не было, да и родители меня в этом совсем не поддерживали, хотя мои тренеры изо всех сил пытались убедить их и меня, что «Сергея Шилова ожидают олимпийские высоты». Как ни странно, но к тому моменту весь азарт к фехтованию у меня пропал.
– Как в вашей жизни появилось карате?
– Дело в том, что в те годы – а это было начало перестройки – наше общество менялось коренным образом, черное становилось белым и наоборот. Со многого, что советским людям доселе было запрещено, сняли табу, в том числе и с фильмов про боевые виды спорта. Насмотревшись их, я, пятнадцатилетний пацан, загорелся желанием драться, освоить приемы самозащиты и с их помощью стать неуязвимым. Сила в начале перестройки, впрочем, как во все переходные периоды, становилась одним из самых важных в жизни факторов.
Очень важным для меня стала личность моего первого тренера. С ним мне очень повезло, ведь в те годы спрос на восточные единоборства был непомерно высок, но в этой сфере работало чересчур много дилетантов. Судьба и на этот раз улыбнулась мне: она свела меня с десятикратным чемпионом СССР и мира по самбо Анзором Суликовичем Джангобековым. В те годы он возглавлял Федерацию карате Украины. Кстати, мой тренер – прямой потомок знаменитого «Рыцаря в тигровой шкуре», воспетого самим Шота Руставели. Может, его главный жизненный принцип – «Борьба без перерыва и до победного конца» – заложен был у него в генах. У него я прошел великолепную школу, причем не только спортивную, но и духовную. Анзор Суликович – человек самобытный и необычайно эрудированный. Даже теперь в свои 70 лет он молод и душой, и телом и остается в совершенной физической и моральной форме.
– Вы быстро овладели премудростями восточных единоборств?
– Относительно быстро. Учитель дал мне хорошую подготовку в стиле самбо, и с помощью своего азарта и стремления к совершенству я быстро вышел в передовые ряды украинских единоборцев, получил приглашение вступить в Федерацию БУДО, зарегистрированную тогда во многих странах. После этого последовали чемпионаты по всему миру, в том числе и в Таиланде, где школа боевых искусств считается одной из самых сильных в мире. В 1993/94 годах я стал чемпионом мира и Евразии по карате, занял первое место на открытом чемпионате Венгрии, получил черный пояс.
– Что помешало вам после множества побед посвятить спорту всю свою жизнь?
– Мои родители всегда говорили мне, что помимо спорта в жизни нужно иметь еще какую-нибудь опору, не связанную со спортом. Получив аттестат, я долго метался в поисках применения своим силам и способностям. В школе я был скорее гуманитарием, но любил также и физику с астрономией. Однако, как и в спорте, в учебе мне всегда был важен азарт, ведь я всегда был ужасным непоседой.
– И вы поступили в институт физкультуры? Несмотря на знаменитое клише: «Если нет ни ума, ни культуры…»?
– Знаю-знаю. Такое мнение распространено до сих пор: студентов-спортсменов считают узколобыми, ограниченными и малоинтеллигентными людьми. Не знаю, то ли мои однокурсники были исключением из правил, то ли клише это в сущности своей неверно, но меня во время учебы окружала масса интересных, эрудированных личностей, объединенных общими целями и устремлениями. К тому же предметы, которые мы изучали, были на удивление захватывающими: биохимия, биомеханика, физиология человека – науки, по-моему, не для идиотов… Нельзя утверждать, что каждый спортсмен – «лох». Среди них по меньшей мере 20 – 30 процентов неординарных, высокообразованных людей. К примеру, со мной училась Екатерина Серебрянская, мастер спорта и чемпионка мира по художественной гимнастике – настоящий кладезь интеллекта… Я бы мог часами приводить вам пример за примером…
– Карате во время учебы вы не забрасывали?
Поначалу нет, я регулярно ездил на чемпионаты. Но вскоре Федерация БУДО и «Украинский дом силинга», членом которого я тоже был, постепенно распались. Тогда я подумывал перейти в другую федерацию, но заметил за собой спад энтузиазма, который еще более усугубляли невысокие по тем временам материальные стимулы. Тогда-то я и стал подумывать об уходе…
– Трудно спортсмену найти занятие после ухода из большого спорта?
– Нет, тогда предложений у меня было хоть отбавляй. В основном приглашали на так называемые «вольные хлеба», т. е. в рэкет. Среди бывших спортсменов это было распространенное занятие. Меня немного отпугивал такой, скажем, не совсем, легальный род деятельности, да и времени на нее у меня поначалу не было: я встречался с одной милой девушкой.. Но все же связи с людьми этого круга не терял и оглянуться не успел – как сам оказался завязанным в этом деле. Затянула меня туда, так сказать, «романтика с большой дороги».
– Тем не менее вы вышли сухим из воды. Неужели рэкет не подмочил вам репутацию?
– Тут помогло скорее всего мое воспитание (слишком приличным был), да к тому же рассудок и наличие определенных связей. На волосок от смерти я висел неоднократно. И ранения у меня тоже имелись. Однажды дробь прошлась мне по лицу. То, что оно у меня сегодня – не одно сплошное месиво, заслуга хороших хирургов. В общем, я вовремя осознал, что даже те шальные деньги, которые я мог заработать в рэкете, не стоят постоянного риска, в котором я был вынужден жить постоянно.
– Слышала, что некоторое время вы работали за границей…
– Да, в 1999 году знакомые по «Альфе» предложили мне заняться организацией охранных структур в одном из курортов Болгарии. Этому делу я посвятил полтора года. Моя фирма работала, как правило, с четырехзвездочными отелями, задействовано в ней было много наших соотечественников, граждан России, Украины и Молдавии. Работа была интересная и прибыльная, и к тому же хорошо налаженная. Когда система заработала, я стал дополнительно курировать занятия в фитнес-центрах при гостиничных курортах. Проблем с языком у меня не было. Болгарский я выучил быстро.
– Значит, возвращение к спорту у вас произошло не совсем традиционным путем….
– Да, особенно когда в связи с налоговыми неувязками развалилась наша охранная структура и я вернулся обратно на Украину. В Киеве мне предложили работу персонального тренера в фитнес-клубе «Фаворит. Премиум-клуб». Хоть на карате спрос тогда был невелик, зато существовало множество вакансий на ведение классов аэробики. Моих знаний в области хореографии (которую я когда-то осваивал параллельно с занятиями карате) хватило для того, чтобы разработать свою собственную программу аэробики. Карате-фит включает в себя упражнения перед станком, а также занятия хореографией и элементами боевого искусства. Мы даже провели научное тестирование и установили, что за полтора часа подобной интенсивной нагрузки сжигается порядка 800 – 1200 ккал! Мало того, занимаясь карате-фит, вы снимаете стресс и агрессию.
– Поразительно: в таком возрасте (Сергею 31 год) – такая богатая, разнообразная и насыщенная карьера! А как насчет личной жизни чемпиона Сергея Шилова? Она сложилась?
– Конечно, ведь у меня есть любимые жена (тоже бывшая спортсменка, гимнастка) и маленький сынишка.
– Сережа, вы производите впечатление счастливого человека. Может, поделитесь с нами своим фирменным секретом счастья?
– С удовольствием. Он довольно прост: всегда и везде оставаться оптимистом и непременно верить в собственный успех. Нужно жить и помнить, что какие бы ни были тучи, из-за них всегда выглянет солнце.
Татьяна МОНТИК,
Киев
Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ
В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН
В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА
*