Ненужные красоты ("РК")
В Самаре разрушаются архитектурные памятники. Гибнет от влажности особняк купцов Курлиных – первая постройка в Самаре в стиле модерн, считающаяся одной из лучших. Вот-вот развалится полуторавековое здание бывшей женской гимназии и института благородных девиц, построенное немецким подданным.
Дом Курлиных стоит на ул. Фрунзе с 1903 года. Купец первой гильдии Александр Георгиевич Курлин построил его для своей 16-летней красавицы-жены Александры Павловны или Сандры, с которой обвенчался в 1893 году. Дом был очень необычен для своего времени. Проект особняка принадлежит архитектору А.У. Зеленко (1871-1952). В 1892 г. он закончил в Москве институт гражданских инженеров и совершил поездку в Вену, где слушал лекции по архитектуре в Высшем политехническом институте. Здесь он стал сторонником нового стиля эпохи- стиля модерн. С 1897 г. по 1900 г. А.У. Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. Особняк Курлиных считается самой талантливой из его построек.
Этот дом всегда был овеян многочисленными легендами, связанными с историей семьи Курлиных и с историей самого здания. Отец Александра Георгиевича Г.И. Курлин прибыл в Самару из Уральска, где служил в уральском казачьем войске. Многочисленное семейство Курлиных, в основном, занимавшихся торговлей хлебом и салом, стали одним из самых крупных купеческих кланов Самары. Говорят две дочери старшего сына Г.И. Курлина Ивана
стали прототипами двух сестер в романе А. Толстого «Хождение по мукам».
Существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада дома над парадным входом отражает образ необыкновенно привлекательной Сандры Курлиной.
Парящую нимфу, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки и обрамленную орхидеями, которую можно увидеть на потолке будуара хозяйки дома, также связывают с «прекрасной Сандрой». Известно, что даже выезд красавицы Курлиной на прогулку собирал зрителей с окрестных улиц.
Дом Курлиных декорирован цветной изразцовой плиткой, в нем 27 типов оконных проемов, ажурные решетки ограды и ворота выполнены в виде бабочки… Внутри – характерная для модерна центричная планировка. Все комнаты группируются вокруг большого холла, причем каждая из них имеет свой художественный образ.
В год своей постройки здание было подключено к городскому водопроводу. Удобный и комфортабельный дом Курлиных имел в начале 20 века современную калориферную систему отопления и канализацию. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Это был в то время один из самых дорогих особняков в городе.
После смерти в 1914 году своего мужа, Александра Курлина переехала в Москву, где скончалась в 1970-е годы. Летом 1918 г. Самару заняли белочехи, и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. В подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен там остались надписи на стенах и выбоины от пуль. В 1920-е годы здесь располагались биржа труда, музей охраны труда и гигиены и губернский отдел труда. В 1929 году в особняке расположился детский сад. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем здесь снова обосновался детсад. В 1970-е гг. дом был передан музею краеведения, а в 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.
Когда в 2003 году знаменитому купеческому особняку исполнилось 100 лет, обсуждалось проведение в нем необходимых ремонтно-восстановительных работ. Дело в том, что уникальный памятник архитектуры, в котором сохранилась первозданная внутренняя планировка, интерьеры парадных и жилых помещений, постепенно разрушается. Вентиляция здания давным-давно пришла в негодность, появилась влажность, и очень быстро стены начал разрушать грибок. Сотрудники музея грустно шутят, что посетители во время экскурсий по особняку удивляются, как им удалось воссоздать интерьер тюремной камеры начала 20 века? «Да просто очень давно не было ремонта», — отвечают краеведы. Последний ремонт в особняке производился два десятилетия назад. Однако приглашенные ленинградские специалисты восстановили только интерьер, а до систем гидроизоляции и отопления дело так и не дошло.
Даже нимфа на потолке будуара Курлиной, воплощающая образ прекрасной Сандры, почернела от грусти. Она покрылась пятнами и, находясь среди облетающей штукатурки, уже не восторгает гостей особняка. На фундаменте здания появились большие трещины, а сам дом-музей производит достаточно жалкое впечатление.
Чтобы привести его в порядок, необходим капитальный ремонт и фасада, и внутренних помещений. Сроки ремонта постоянно откладываются: желающих заняться работой по воссозданию особняка в его первоначальном виде не находится.
Еще один дом на улице Фрунзе, когда-то предназначавшийся для германской резиденции, а в прошлом веке — институт благородных девиц, тоже вот-вот рухнет. В послевоенные годы это архитектурное сооружение поделили на семь квартир. До перестройки власти худо-бедно заботились о здании, а потом забросили. Ремонт здесь не проводился очень долгое время.
Чтобы дом не упал, жители, как могли, все это время поддерживали его в более-менее сносном состоянии. Но сейчас многие из них подумывают о переезде — доски, которыми обшито здание, давно сгнили, штукатурка повсеместно осыпается. Жить в памятнике архитектуры стало невыносимо. А иностранцы до сих пор любят фотографироваться на его фоне… Жители достопримечательности говорят, что, если власти не обратят на их дом должного внимания, то уже через год любоваться будет нечем.
Сергей Ишков
«Русский курьер»
№ 342 2004-08-04
*