Рабочая группа под руководством первого вице-спикера ГД Любови Слиски готовит законопроект, который запретит рекламу сотовой телефонии в российских СМИ.

Проголосовав в минувшую субботу за практически полное изгнание пива из телеэфира, со страниц газет и журналов, а также с уличных транспарантов, депутаты Государственной думы на этом решили не останавливаться. Новые цели непосредственно из парламентского президиума наметила первый вице-спикер Любовь Константиновна Слиска, рабочая группа под руководством которой насилует порой весьма сомнительными поправками закон «О рекламе». Судя по заявлению Слиски, ближайшей осенью вся мощь думского законотворчества должна обрушиться на табак и… мобильную телефонию. Мобильник, как полагает первый вице-спикер, — это зло, с рекламой которого следует беспощадно бороться. Несогласных с лозунгом депутатов в зале просто не оказалось.

О том, что пиво в минувшую субботу было обречено на жестокое усечение в своих правах на рекламу, «РК» рассказывал читателям еще на прошлой неделе. Однако мало кто мог предположить, что депутаты, войдя в раж, заведут разговор о дальнейшем пересмотре «черного списка» закона «О рекламе», ограничивающего пропаганду определенных товаров и услуг. Хотя признаем, что подобного развития событий ожидать все-таки стоило. Еще в ходе предварительных заседаний специально созданной рабочей группы Любови Слиски эта тема несколько раз всплывала. В частности, на одной из таких кулуарных тусовок поступало предложение ввести полный запрет на рекламу табака, тех самых мобильников и даже социальную рекламу, пропагандирующую помощь, например, инвалидам или профилактику туберкулеза среди населения.

Но то в кулуарах. Утверждают законопроекты всетаки 450 депутатов — для успеха начинания необходимо создать нужное «общественное мнение» и у них. Как оказалось, это нетрудно. Под общие обличающие тирады насчет безусловного вреда пивной продукции, в которых принял участие даже такой не дурак пригубить, как Владимир Жириновский, очень своевременно поступило предложение «с места» запретить «вообще все, что вредно для населения». И Слиска тут же определила это «все»: табак и мобильная связь, а дальше, мол, посмотрим.

С местом курения в этом перечне еще более менее ясно, но чем не угодили депутатам портативные телефончики — большой вопрос. Разнообразные интерпретаторы из окружения Любови Константиновны вот уже несколько дней рассуждают о раковых заболеваниях ушей и мозга, провоцируемых болтовней по мобильнику, а также о якобы существующих новых способах «безопасной связи», которые через пару лет вытеснят сотовую.

Непосредственно же в компаниях — операторах мобильной связи известие о грозящих им в перспективе неприятностях вызвала легкую оторопь. В частности, руководитель пресс-службы ОАО «Мегафон» Марина Белашева заявила, что ей трудно подобрать слова для комментария медицинских изысков депутатов:

— Наверное, стоит дождаться, когда эти законотворческие инициативы получат документальную форму, но если они начнут их обосновывать примерами из врачебной практики, получится просто смешно. Мобильный телефон не более вреден, чем любой другой бытовой электроприбор. По этой логике не стоит рекламировать и холодильники с утюгами, не говоря уже о микроволновых печах. Могу только заметить, что ограничение или даже полный запрет на рекламу окажется существенной проблемой для компаний-операторов связи и тех, кто торгует самими телефонами. До сих пор этот сектор рынка динамично развивался, а пропорционально росту числа клиентов росли и общие вложения в рекламу. Сейчас они измеряются десятками миллионов долларов ежегодно. Фактически парламентарии предлагают по надуманному поводу элементарно вывести эти деньги из оборота.

В неменьшем недоумении находятся и производители рекламных роликов, для которых клиенты из отрасли мобильной связи были одними из самых желанных. Так, например, эксперты компании «Медиа Сервис» группы «Видео Интернешнл» считают, что в целом рынок телерекламы расширение «черного списка» товаров, конечно же, не разрушит, но пошатнет изрядно. Даже при том, что сейчас спрос на телерекламу несколько превышает предложение, потеря сразу двух сегментов — пива и мобильной телефонии — это серьезный удар по бизнесу. Данные товары и услуги наряду со стиральными порошками и моющими средствами, соками, косметикой, а также парфюмерией входят в число «топовых» — наиболее часто тиражируемых в рекламной продукции.

Больше того, устраивая обструкцию мобильникам, парламентариям не удастся сослаться на чей-либо заграничный опыт. Мифические «новые средства связи», может, и вправду где-то разрабатываются, но ни в США, ни в Европе нет абсолютно никаких ограничений на рекламу уже существующих. Потому-то нынешняя инициатива и рискует стать сомнительным русским ноу-хау.

Особый комизм ситуации в том, что, громогласно рассуждая о вреде сотовой связи, сами депутаты, включая уважаемого первого вице-спикера Любовь Слиску, прекрасно пользуются в быту и на службе мобильными телефонами; а некоторые так сразу несколькими одновременно. И отказываться от них ни один не собирается, как, кстати, и от потягивания «запретного» пива в думском буфете.

Русский курьер

3.08.2004

«Гильдия издателей периодической печати»

«Гильдия издателей периодической печати»

*