Госстрой не исключает возможности введения в России системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев жилья. Об этом на встрече с журналистами заявил на директор департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минпромэнерго Сергей Круглик.

Под обязательным страхованием гражданской ответственности собственников жилья понимается страхование от причинения ущерба соседям. Например, если собственник устроил пожар, в результате которого пострадали соседние квартиры, или, что случается чаще, залил нижних соседей, страховая компания может возместить пострадавшим ущерб. Эксперты и участники рынка оценивают такое предложение как в целом положительное.

Круглик считает, что введение обязательного страхования жилья в российских условиях не является острой необходимостью, однако введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев жилья действительно может быть очень полезно.

Эксперты с этим согласны, однако отмечают, что в ближайшее время введение такой системы вряд ли возможно, поскольку на ее пути слишком много препятствий. Очевидно, первое — протест населения, которое обязательное страхование воспринимает как дополнительные поборы. «Если говорить о формировании цивилизованного общества, то введение такой системы было бы правильным, — сказал RBC daily руководитель проекта IRN.ru Олег Репченко. — У нас очень много примеров, когда пострадавшие жильцы, например залитые соседом сверху, не могут получить компенсацию, что приводит к многочисленным склокам и выяснению отношений».

Сходного мнения придерживается и директор промышленной страховой группы «Основа», входящей в группу компаний ПИК, Павел Поселенов: «Это полезно и для развития рынка, и для тех людей, которые не могут получить возмещение в настоящее время от своих соседей».

Вместе с тем, большинство специалистов-страховщиков полагают, что в настоящее время введение системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев жилья вряд ли возможно. Помимо сопротивления населения, есть и другие препятствия. Страховщики отмечают, что сначала хорошо бы разобраться с ОСАГО, а уже потом можно вводить еще одну систему. «После введения ОСАГО перед нами встало немало вопросов, которые оказались не до конца проработанными. Анализ введения автогражданки позволит избежать тех же ошибок, которые были сделаны при ее введении», — отмечают специалисты.

Возможную величину тарифа эксперты и участники рынка пока опасаются прогнозировать, впрочем, некоторые качественные оценки все же делают. «Тариф будет невелик, поскольку вероятность наступления страхового случая невелика, — считает Олег Репченко. — В любом случае тариф должен быть ниже квартплаты. Хотя, конечно, и в этом случае довольны будут не все». Павел Поселенов из ПСГ «Основа», напротив, считает вероятность наступление страхового случая высокой: «С проблемой протечек сталкивались все. Вероятность наступления страхового случая здесь существенно выше, чем в случае с ОСАГО. Кроме того, если в последнем случае большинство аварий происходит с участием только двух автомобилей, то в случае протечки чаще всего страдает несколько квартир».

Интересно, что в настоящее время добровольное страхование гражданской ответственности наибольшее распространение получило на рынке аренды жилья.

www.newsru.com

*