"Росспиртпром" продадут быстро пока его не успели обанкротить ("Фин. Известия")
Правительство спешит приватизировать крупнейшую алкогольную монополию России, чтобы ее не растащили по частям. Сейчас «Росспиртпром» управляет десятками ликеро-водочных и спиртовых заводов по всей стране. Но они почему-то становятся убыточными, банкротятся и переходят из государственных рук в частные. «Известиям» удалось выяснить некоторые подробности того, почему водочный бизнес вдруг перестал приносить прибыль государству.
Тема приватизации «Росспиртпрома» стала сенсацией конца прошлой недели. На заседании правительства, напомним, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев неожиданно предложил включить федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Росспиртпром» в план приватизации на 2005 год. До того момента компанию приватизировать никто не собирался, поэтому после заявления Гордеева немедленно появились его «толкователи».
«Приватизацией» в России считаются разные вещи. Это и продажа предприятия, и его превращение из унитарного предприятия в акционерное общество с сохранением госучастия. Соответственно каждая заинтересованная сторона поняла высказывание министра по-своему. Глава Минэкономразвития Герман Греф подтвердил «Известиям», что речь идет именно о продаже «Росспиртпрома». Но в самом предприятии истолковали слова Гордеева по-другому. Решили, что речь идет об акционировании с сохранением госучастия.
Гендиректор «Росспиртпрома» Петр Мясоедов заявил «Известиям»: «Росспиртпром» поддерживает планы правительства по изменению существующей организационно-правовой формы ФГУП «Росспиртпром». Думаю, что правительство повсеместно перейдет на такую форму управления имуществом страны». Надо сказать, что сам Минсельхоз давно носится с идеей именно акционировать предприятие. Что касается продажи, ее видят в туманном будущем, «когда повысится капитализация».
Одни убытки
Эксперты считают, что «Росспиртпром» попросту не заинтересован в собственной приватизации, поскольку сейчас происходит «растаскивание» компании по частям путем банкротств. По данным Счетной палаты, в 2003 году из 85 АО, акциями которых владеет ФГУП, только 35 компаний приносили прибыль. Часть компаний уже обанкротилась.
Но самое интересное, что руководство фирм-банкротов винит в своих несчастьях именно «Росспиртпром». В начале этого года ряд членов совета директоров красноярского ОАО «Минал», крупнейшего производителя ликеро-водочной продукции в регионе, обвинил «Росспиртпром» в том, что он намеренно ведет компанию к банкротству. При этом они ссылались на пример Канского ликеро-водочного завода, обанкроченного ранее, который тоже управляется «Росспиртпромом». В декабре 2003 года после банкротства был продан ульяновский «Симбирскспиртпром», владеющий спиртовым и ликеро-водочным заводами.
Даже московский «Кристалл» в начале года чуть не потерял лицензию на выпуск ликеро-водочной продукции: МНС надоело ждать от него выплаты пеней и штрафов в размере 38 млн. рублей. В «Росспиртпроме» так и не смогли объяснить «Известиям», почему вдруг водочное производство в России стало убыточным.
Продажа по частям
Теперь, когда основная часть контролируемых «Росспиртпромом» активов убыточна, государство едва ли выручит за компанию приличные деньги. По мнению председателя Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, для правительства наилучшим вариантом будет продавать не весь «Росспиртпром», а контрольные пакеты отдельных заводов, наиболее привлекательных, с точки зрения инвесторов. «Это в первую очередь московский «Кристалл», самарский «Родник», иркутский «Кедр» и «Туласпирт», — считает Шапкин. — Предприятия с наиболее привлекательными брендами, хорошим качеством продукции, разветвленной сетью дистрибуции и большими объемами производства». Долги того же «Кристалла», по мнению Шапкина, покупателей не испугают.
Что делать с убыточными активами — пока никто не может сказать. Эксперты сходятся во мнении, что региональные ЛВЗ все равно или обанкротятся, или уйдут за бесценок. «Акции тех заводов, где у «Росспиртпрома» нет контрольного пакета, можно продать имеющимся у заводов миноритариям», — предлагает Шапкин.
«Известиям» не удалось дождаться комментариев от Минсельхоза, однако, по мнению экспертов, государство вряд ли решится продавать «Росспиртпром» частями. А источник в РФФИ считает, что с продажей предприятия вообще пока не будут спешить. Источник «Известий» предполагает, что компанию для начала акционируют, а уже потом будут вести переговоры с потенциальными покупателями. Правда, при этом возникнут серьезные трудности. «Акционируется имущество, — пояснил Шапкин, — а заводы не являются имуществом «Росспиртпрома: их акции просто переданы ему в оперативное управление». (Напомним, что в конце 90-х государство отказалось от приватизации спиртовых и ликеро-водочных заводов в провинции и передало их «Росспиртпрому».)
Вместе со Stolichnaya пойдет лучше
Есть у государства и еще один вариант повышения капитализации «Росспиртпрома». В июле Счетная палата предлагала объединить два ФГУПа: «Росспиртпром», владеющий сетью заводов и дистрибуции, и «Союзплодимпорт», которому принадлежат зарубежные водочные бренды — Stolichnaya, Moskovskaya и др., отобранные у группы SPI предпринимателя Юрия Шефлера. Правда, далеко не во всех странах признают право «Союзплодимпорта» на эти бренды: например, в Германии до сих пор идут судебные тяжбы с SPI.
Идея Счетной палаты не лишена привлекательности: соединив экспортные возможности «Союзплодимпорта» с производственными мощностями «Росспиртпрома» и его региональными брендами, можно существенно повысить привлекательность холдинга. Но это не вызывает восторга у «Союзплодимпорта». Да и решения акционировать его еще не принято, напоминает Шапкин: «А в такой ситуации непонятно, как их объединять».
ТАТЬЯНА РЫБАКОВА
02.08.2004 10:49
Фин. Известия
*