Михаил Завилейский, начальник электронного почтамта России: "Умей делиться — заповедь бизнеса" ("Новая газета")
Самая вредная книжка для тех, кто стремится наверх, это «Мастер и Маргарита» с ее «никогда ничего не просите у сильных». Родился в 1970 году в Ленинграде. Профессия — учитель физики. Считает себя прирожденным менеджером и сотворенным программистом. Из политиков симпатизирует Чубайсу за то, что тот похож на Билла Гейтса. Его компания признана лучшим работодателем 2004 года среди российских IT-компаний: за пять лет существования из нее не уволился ни один сотрудник и родилось 57 детей.
Тридцать девять мальчиков и восемнадцать девочек. Несомненные творческие достижения: полуторагодовалый сын Ярослав, самый крупный в России игровой сервер, на котором играет несколько тысяч человек, и бесплатный почтовый сервис Mail.Ru.
Мечта: когда-нибудь, лет через двадцать, покинуть страшно успешную компанию, стать консультантом, ездить по миру и повсюду рассказывать, каким классным бизнесменом был в молодости.
Раньше я не верил, что правители и миллиардеры ничем, в принципе, от меня не отличаются. Я наделял их разными мистическими свойствами, вплоть до бессмертия.
Теперь я понимаю, что и в восхождении на вершины власти, и в восхождении на вершины бизнеса нет никакой мистики. Просто надо предлагаться правильным людям, понимать их интересы, обладать хорошей исполнительской культурой и нигде себя не компрометировать. Быть не слишком хорошим, не слишком плохим. Идеальный образец в этом смысле — наш президент. В лице Владимира Путина страна получила топ-менеджера: говорит нужные вещи, ерундой не страдает, все, что делает, — резонно.
Барьеры, которые удерживают внизу, они внутри людей. Есть храбрость — иди наверх, и ты там окажешься. Недавно во мне отшумел коммуникационный конфликт между мифом и реальностью.
Созданный нашей компанией портал бесплатной электронной почты Mail.Ru как бизнес стоит сейчас за сотню миллионов долларов. И мои коллеги сочинили историю, как Леша Привенков, один из отцов проекта, ксерил конспекты студентов и эти деньги вкладывал в развитие бизнеса, который теперь стоит сто миллионов. Реальность была другой, и мне это искажение показалось ужасно неэтичным. Сейчас так не кажется.
Мифологизация — процесс естественный. Если бы евангелисты не превратили историю Христа в миф, она бы не имела такого влияния. В этом мифе правильный мессидж, что надо не мыслить в категориях — «дали бы мне денег — я бы развернулся!», а надо делать то, что не делать не можешь. И деньги принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Потому что мир полон инвесторов, которые ищут, кому бы дать денег, и не могут найти. Ходят с набитыми мешками, суют их в результате в мегакорпорации — и все скучно.
Но чтобы с ними встретиться и подружиться, сначала надо научиться говорить на языке тех, с кем хочешь встретиться и подружиться. И здесь не придумано никаких новых способов, кроме личного контакта. Все, что мы получаем, мы получаем от людей.
Однажды, в девятом классе, нашу школьную команду послали на праздник юных математиков в Батуми. Сопровождала нас завуч Татьяна Петровна. Она была необычным завучем — очень открытая, не изолировала детей от своей сексуальности, не надевала педагогической маски.
Билеты были до Адлера. На промежуточной станции нам нужно было пересесть на батумский поезд. По платформе ходил дородный грузинский милиционер. Из-за него мы очень нервничали. Боялись, что он помешает проводникам нас пустить. В самих проводниках не сомневались: постучимся, попросимся, дадим денег и не откажут. Пока мы переживали, Татьяна Петровна заговорила с милиционером, чуть-чуть с ним пококетничала. Прибыл поезд. Проводники наотрез отказались нас сажать, и милиционер всей данной ему властью погрузил петербургских школьников в вагон-ресторан, а через два часа нас расселили по вагонам. Этот эпизод объяснил мне про то, как делается бизнес, гораздо больше, чем все книжки. Пока отношения не установлены — карты не сданы. Татьяна Петровна установила отношения с милиционером и выиграла. Реализовался общий план, хотя он пошел совсем не так, как было умозрительно запланировано. Нет ничего другого, кроме личного контакта.
В одной из фирм, где я трудился прежде, были два сотрудника. Оба мечтали о новой квартире. Один начал, как только зарплата превысила обычную норму, каждый доллар откладывать в кубышку, радоваться мизерному прибавлению, вложил, пытаясь обогнать инфляцию, сбережения в какие-то фонды и потерял их на очередном кризисе. Он залип на то, что называется нижний средний класс, и прочно там окопался. А другой тратил прибавку на кабак с начальством, проставлялся на работе, в результате его зарплата удвоилась, утроилась, и он купил себе квартиру, когда первый был еще на одной десятой пути к ней.
Я встречаю много обиженных ребят из соседних компаний, которые выполнили львиную долю работы, надеясь, что после этого их назначат директорами. Ан нет, в кресла сажают людей со стороны, а они остаются на том же уровне, где пожинать плоды не приходится, а работать приходится очень много. Но они ничего не делают, чтобы сломать ситуацию, которая ломается простым способом: напрашивайся — и получишь. Самая вредная книжка для тех, кто стремится наверх, это «Мастер и Маргарита» с ее «никогда ничего не просите у сильных, сами должны заметить и дать».
Делать им больше нечего, как за всеми подмечать. Не то чтобы они не хотят. Хотят, конечно. Надо просто им рассказать. И на понятном им языке. Кому-то предложить сделку, кого-то просто попросить и присягнуть на верность. Напрашивайся — и получишь. Самое худшее, что может произойти, — все останется по-прежнему: будешь на хорошем счету, будешь в корпорации, что называется, звезда, то есть делать работу за всех, получать чуть больше, и начальство тебя будет не по-детски любить. И все. Маленькое преодоление барьера в себе, и потом выясняется, что там все проще, что, чем больше у людей миллионов и миллиардов, тем они приятней, и ничего ужасного нет, и все белые и пушистые. Пихаются локтями, стреляют там, где ловят ручейки, которые не разобраны наверху богатства.
Крупные бизнесмены бывают скучными, бывают излишними финансистами, они немножко коррупционеры, немножко сумасброды, но они не сидят на своих капиталах, они их инвестируют, они ими делятся. «Умей делиться» — одна из главных заповедей успешного бизнеса. Я стараюсь ее не нарушать. Последний жест доброй воли — проект, по которому сотрудники получают право на определенных условиях выкупать акции компании. В результате в недалеком будущем половина акций перейдет в их руки. Многие бизнесмены этого никогда не допустят: ни фига себе, выпустить из рук контрольный пакет!
Но тот, кто думает о контроле, думает о власти, а не о деньгах, и по большому счету он не финансист. Контролировать бизнес — это не круто. Круто поделиться бизнесом и испытывать восторг от того, что ребята продают, а я получаю деньги, и, подумаешь, даже если они имеют больше, чем я. К тому же, отказавшись от системы узурпации и контроля, я превращаюсь в сверхценный актив: народ будет думать не о том, как меня обойти или устранить, а как сохранить, не потерять: у меня есть связи, у меня есть история, я олицетворяю собой стабильность компании, и если я ее покину, то все решат, что у компании нет будущего, раз из нее ушел такой важный человек. Отказ от контроля сразу меняет ситуацию с минуса на плюс. Из отношений исчезает нерв.
Для меня загадка, почему многие этого не понимают?
Знать, что мир жесток, и позволить ему ожесточить себя — неконструктивно. Конструктивно создать свой, уютный и комфортный. Даже самые дурные люди, попавшие в нормальную среду, на нее клюют, потому что она приятнее, и быстро в ней растворяются. Поэтому эффективнее считать, что плохих людей нет, и относиться ко всем с максимальным доверием. Что может случиться? Ну лишат бизнеса. И ладно. Придумаем другой.
Ведущая рубрики — Лилия ГУЩИНА
02.08.2004
Новая газета
*