Биг Бен для Лондона — не просто часы, а рутмастер — больше, чем средство передвижения
«Рутмастер» (в буквальном переводе «хозяин маршрута») — это классический лондонский двухэтажный автобус с открытой задней площадкой. Свое прозвище он получил потому, что в него можно заскакивать и спрыгивать на ходу, как в послевоенный московский трамвай.
Первый «рутмастер» вышел на маршрут в 1954 году.
24 июля в Финсбери-парк состоялось массовое гулянье и парад старых автобусов в честь «золотого юбилея».
Однако праздник вышел с привкусом горечи — администрация Лондона во главе с мэром Кеном Ливингстоном, вообще не отличающаяся пиететом по отношению к традициям «доброй старой Англии», объявила, что к концу 2005 года «рутмастеры» будут выведены из эксплуатации и останутся на улицах города лишь в качестве экскурсионных автобусов для туристов.
В доводах мэрии есть резон. Современные удлиненные автобусы существенно дешевле в эксплуатации. Они перевозят 140 пассажиров, а «рутмастер» — лишь 73, и обходятся одним водителем, тогда как конструкция рутмастера требует непременно держать на задней площадке кондуктора.
Наконец, в «рутмастер» трудно забираться пожилым людям и инвалидам.
«Старички» уже исчезли с девяти из 16 маршрутов, где они использовались прежде, и продаются любителям старины по 2000 фунтов — в три раза дешевле самой простенькой малолитражки.
«Спасем «рутмастер!»
Однако многие британцы полагают, что не все в жизни измеряется практической целесообразностью.
Им жалко «рутмастеры», без которых, как они говорят, Лондон перестанет быть Лондоном.
На празднике в Финсбери-парк было объявлено о начале кампании под лозунгом «Спасем «рутмастер!».
«Стыд и позор, что мы теряем символ нашего города», — заявил председатель ассоциации владельцев «рутмастеров» Эндрю Морган.
Лондонская газета «Метро» полушутя-полусерьезно перечисляет уникальные преимущества «рутмастера»: легкая пробежка по дороге на работу заряжает вас энергией; металлический шест на задней площадке вызывает приятные эротические ассоциации и служит тренажером для начинающих карьеристов, которые должны уметь карабкаться наверх по скользкой опоре; кондуктор сокращает очереди при посадке и всегда готов ответить на вопрос, как лучше добраться до нужного места.
А главное — это возможность догнать уехавший перед вашим носом автобус или выйти из него и проделать оставшийся путь пешком, если надоело торчать в «пробке».
Быть хозяином своей судьбы даже в мелочах — это так близко исконно британскому духу свободы и индивидуализма!
За 10 дней онлайновую петицию в защиту «рутмастеров» уже подписали более трех с половиной тысяч человек. Некоторые даже выразили свои чувства стихами.
Авторы петиции утверждают, что городская администрация действует, не посоветовавшись с лондонцами, и иронически предлагают ради прогресса заменить Биг Бен на цифровое табло.
понедельник, 02 августа 2004 г., 10:53 GMT 14:53 MCK
*