4 августа в Санкт-Петербурге начинает работу Международная научно-практическая конференция «Великий Волжский путь». Вот уже четвертый год подряд это мероприятие проводится при самом деятельном участии Татарстана. Даже теплоход класса «люкс», на котором участники форума будут заниматься напряженным научным трудом, называется «Казань».

Как написано в программе, открытие конференции состоится в Световом зале Смольного, а руководить процессом назначена сама губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Размах мероприятия чувствуется во всем, хотя в этом смысле

нынешний этап научно-практического форума все же бледнеет по сравнению с прошлогодним. Тогда делегаты и участники отправились в беспрецедентное по научной смелости и риску путешествие по Волге от Казани до Тегерана. В 2002 году исследовали северное направление: Санкт-Петербург — Таллин — Хельсинки — Рига – Стокгольм. А начиналось все с обычного плавания в Астрахань – первого этапа проекта, проводимого в рамках «Программы подготовки к празднованию 1000-летия основания Казани» (распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2001 года № 295-р).

И теплоходик был тогда так себе, и программка довольно скучная… Доклады разные, экскурсии по волжским городам. Никакого полета фантазии, никакого масштаба. Второй этап прошел уже веселее – кроме ученых из Москвы и Казани, в команду пригласили депутатов парламента Татарстана, чиновников и предпринимателей. Взяли журналистов и журналисток. На докладах народу было немного, но вот по вечерам в барах и каютах происходили настолько жаркие дискуссии о цивилизационной роли Великого Волжского пути, что некоторые ученые не выдержали. «Постыдились бы! Ведь в Европу плывем». На что последовал краткий ответ: «Скажите спасибо, что плывете. В следующий раз оставим дома».

В прошлом году на нужды конференции правительством Татарстана был выделен «пятизвездный» лайнер. Местные газеты сообщили, что теплоход «Казань», построенный в Италии, имеет во всех каютах туалеты, души, кондиционеры, телевизоры и сейфы. В представительских люксах были также холодильники и джакузи. Работало ночное казино, тренажерный зал и сауна, бассейн с гидромассажем и палуба для загара. И, разумеется, пассажирские лифты, торговый центр, парикмахерская… Цена каюты составляла около 4,5 тысяч рублей в сутки. Но чего не сделаешь ради престижа родной республики!

Тем более, что путешествие выдалось не из легких. «На пути к Ирану капитан корабля получил по рации штормовое предупреждение, — сообщало агентство «Татар-информ», — предлагали переждать в каком-нибудь из портов Азербайджана. Но это означало бы срыв намеченной программы! И руководители экспедиции приняли решение — курса не менять! Ведь построенное в Италии судно отличается повышенной надежностью… Что касается участников конференции, то многие даже не узнали о грозившей им опасности». Чувствуете драматизм? Большинство казанцев также не узнало, ради чего была затеяна экспедиция. Как написала тогда одна из казанских газет, «единственным научным достижением стало подтверждение факта, что Волга впадает в Каспийское море».

И вот, заключительный этап многолетнего труда – путешествие из Петербурга в Казань. Не будем оглашать весь список приглашенных – на это не хватит газетной полосы. Лишь несколько фамилий: Экмеледдин Ихсаноглу, гендиректор Международного исследовательского центра истории, культуры и искусства ислама при организации «Исламская конференция», Патрицио Чивили, помощник генерального секретаря ООН, Джозеф Ройдж, генеральный секретарь метрополиса г. Барселона (если кто не знает, от нее до Волги – рукой подать), а также прочие академики… ну, иногда и просто профессора.

Уже в первый день в Смольном откроется круглый стол «Великий Волжский путь и перспективы развития цивилизационного туризма». Затем, уже на так полюбившемся теплоходе «Казань» еще один — «Развитие межрегионального сотрудничества как основа экономической стабильности городов в регионе Великого Волжского пути». В перерывах между приветствиями, выступлениями, экскурсиями и обедами-ужинами запланированы семинары «Историко-культурное наследие Великого Волжского пути», «Промышленная и экономическая политика в регионе Великого Волжского пути» и другие серьезные, а главное — актуальные научные форумы.

В качестве примера напряженности графика – небольшая цитата из программы третьего дня конференции:

«15.00-18.00 — работа рабочей группы по созданию проекта «Культурологическая часть программы Великий Волжский путь в Междисциплинарной инициативе ЮНЕСКО «Видение Волги»;

17.30-18.30 — работа оргкомитета;

19.00-20.00 — ужин на верхней палубе теплохода (барбекю);

20.30-21.30 — клуб интересных встреч — главный герольдмейстер России, заместитель директора Государственного Эрмитажа Г.В. Виленбахов;

22.00-23.00 — культурная программа «Танцевальные ритмы».

В остальные дни досуг… простите, график мероприятий также расписан по часам. Все это время теплоход будет плыть по Великому Волжскому пути в Казань, а по дороге заходить в порты дружественных городов – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода… И если господа градоначальники будут не против, то с каждым в итоге подпишут некое «Соглашение». Возможно, это будет соглашение о «совместном видении Волги», а возможно «о дружбе и сотрудничестве свободных городов Великого Волжского пути», самым западным из которых значится «г. Йорк в Британии».

Впрочем, как утверждается на сайте ВВП (аббревиатуру из строки не выкинешь), одно из направлений работы конференции – «решение проблемы сосуществования народов-представителей разных культур и цивилизаций с древности до наших дней». Так что здесь возможны варианты.

Алексей ДЕМИН

«Русский курьер»

№ 340 2004-08-02

"Русский курьер"

*