Юбилей у самого народного и доступного советского автомобиля. Уже 45 лет колесит по дорогам «Запорожец». И самое удивительное, что до сих пор колесит. Объединяет своих владельцев в клубы и общества, удивляет выносливостью и везет в своем вместительном салоне бесчисленное количество баек и анекдотов.

На заводе-изготовителе в Запорожье день рождения «Горбатого» не отмечают. «Несправедливо!» — обижаются старейшие работники. Все-таки ЗАЗ-965 —первый советский народный автомобиль, мечта миллионов. «Когда я на него встал в очередь, был в конце пятнадцатой тысячи — такая популярность была», — вспоминает ведущий конструктор Запорожского автозавода Анатолий Пох.

На заводе прилагают все силы, чтобы дать народу хорошую, надежную машину. «Запорожец» действительно такой — вместительный, комфортабельный. И скоро помчат «запорожцы» по дорогам страны. В добрый путь! (из фильма «Запорожец отправляется в путь» 1960 г.)

Таким был первый рекламный ролик народного ЗАЗа. Не для потребителей — для начальства. Сам Хрущев приказал создать доступную советскую малолитражку. И в конце июля 1959 года первая партия отправляется из Запорожья в Москву. В 60-м началось серийное производство.

«Расход топлива — 4,5 литра на 100 километров. Для отечественного автомобиля — это показатель», — говорит владелец ЗАЗ-965 Виталий Паничерский. И ничего, что двигатель в жару перегревается, да едет не больше 80 км/ч. Зато экономичный, проходимый и, главное, доступный — всего-то 1800 рублей — зарплата советского инженера за год. А то, что в машине места мало, так это все байки. «Народ сядет в машину 4-5 человек, сразу анекдот вспоминаешь — 15 человек, да еще и один на гармошке играет. 15 не 15, но у меня 9 человек реально ездили.», — говорит председатель киевского клуба владельцев «Запоржцев» Юрий Оверченко.

Нынешние владельцы «горбатых» запорожцев объединятся в клубы и говорят, что и сейчас этой машине цены нет. Поляки на выставке раритетов встречали традиционным вопросом: багажник почему впереди? «Это от «Порше». У них даже марка одинаковая 965-я», — шутит Оверченко.

Впрочем, в реальности эта шутка имеет право на жизнь — «Порше» значительно старше «Запорожца», который похож больше все же на «Фиат» тех времен. Разработчиков «Горбатого» до сих пор обвиняют в плагиате.

Почему «Запорожец» лучше всех проходит крэш-тесты? Потому что при лобовом столкновении с «шестисотым» «Мерседесом» вы не глотаете собственный двигатель. Но это из анекдота, а если серьезно, то «Горбатый» до сих пор спокойно берет в свой знаменитый передний багажник 3 мешка цемента и везет своего хозяина на дачу. Как и 40 лет назад.

Евгений Попов

Вести.Ru

*