Церковь всегда сложно принимала факт существования театра. Отношение современных российских церковных деятелей к возрождению религиозного, духовного театра не менее сложно, чем столетия назад. И все же в последнее время здесь что-то явно переменилось. Яркий пример тому — спектакль «Апостол Павел», который по благословению Святейшего Патриарха играется теперь в Зале церковных соборов в храме Христа Спасителя.

Организаторы проекта — Музыкально-театральный центр Людмилы Гурченко и продюсерская компания Anno Domini. Сама примадонна с волнением стоит у входа в зал, наблюдая за реакцией публики. Еще бы — такого в Москве не бывало: в главном храме страны (пусть не в церковном, но околохрамовом пространстве) при стечении крупных церковных иерархов показывают самый настоящий театральный спектакль! Дух от такого радикализма захватывает!

Сам же спектакль ничего радикального не предлагает. В нем вполне современно и нелепо сходятся знаки разных культурных вселенных. С одной стороны, это сам Зал церковных соборов храма — типичный пример «новорусской» архитектуры с ее аляповатостью и царским размахом. С другой — аскетичные декорации Алексея Порай-Кошица, долгие годы сочинявшего смелые конструкции к спектаклям Льва Додина. На сцене — деревянные и металлические мостики и переходы. Задник — простая драпировка со следами рабочей разметки. Все вместе напоминало бы спектакли Мейерхольда времен военного коммунизма, не будь оно помещено в торжественно-блистающую обстановку Зала.

Пьеса классика советской молдавской драматургии, знаменитого автора «Каса Маре» и «Святая святых» Иона Друце посвящена одной из самых привлекательных и ярких личностей Евангелия — апостолу Павлу.

Апостола играет блистательный актер Виктор Гвоздицкий. Режиссер спектакля Аркадий Левин отказался от каких бы то ни было театральных претензий. Виктор Гвоздицкий, один из лучших актеров своего поколения, обладатель удивительного, проникновенного голоса, тихо ведет свою проповедь о божественной природе Любви, о человеческом предназначении, о достоинстве и сострадании. В диалогах с каждым из персонажей он обнаруживает его личную историю и точно вплетает ее в общий венок молитвы. Дак (Александр Ильин) присоединяется к нему в молитве об урожае, проститутка, замешивая жертвенный хлеб, молится о любви к своей матери, продавшей ее ради куска хлеба (Светлана Чуйкина), эллин, уставший от власти ничего не значащих слов, просит у Господа веры (известный телеведущий Павел Любимцев).

Каждому из них апостол дарит свой личный, экзистенциальный ответ на вопрос о смысле жизни. Постепенно он собирает всех на общую трапезу, на совместное жертвоприношение вина и хлеба. Но на горизонте появляются пиратские корабли, и только что обретенное хрупкое единство готово разрушиться в одночасье.

В Зале церковных соборов драматический финал остается открытым. Открытым остается вопрос и о судьбе православного театра. Ведь задачи проповеди и театра трудно объединить в органичном художественном высказывании. Здесь проповедь явно берет верх над театром, несмотря на нежную, проникновенную и исполненную волнующего драматизма игру Виктора Гвоздицкого. Зал церковных соборов никак не становится сакральным пространством. В результате все действо похоже на факультативный семинар для слушателей катехизаторских курсов.

Алена Карась

31 июля 2004 г.

«Российская газета»

«Российская газета»

*