У следящих за модой мужчин появилась привычка: теребить в магазинах рукава пиджаков, чтобы проверить, могут ли расстегиваться на них пуговицы. Бесчисленное количество статей и передач на тему стиля создало миф о прорезанных петлях на рукавах, как о символе качества и класса костюма.

Это справедливо лишь отчасти. Первоначально они имели сугубо практическое значение. Мужчины носили костюмы постоянно. Подчас нужно было закатывать рукава пиджака. Не случайно в английском обиходе эта черта иногда называется «рукав доктора». Врач не хотел запачкать одежду, профессор – оставить на ней следы мела, а автомобилист – машинного масла.

Сегодня пуговицы – не более, чем декоративный элемент. Поэтому ценители функциональности англичане даже в заказных костюмах делают расстегивающейся только нижнюю пуговицу. При этом по просьбе клиента, конечно, могут изменить традиции.

Итальянцы смогли посмотреть на явление шире и превратили петли в символ статуса. В неаполитанской традиции шитья они, как правило, расстегиваются. В римской – не всегда, а в северной редко. Антагонистами можно назвать Kiton и Belvest.

Похожая ситуация у французов с той разницей, что там не прослеживается географического признака. Так у Hermes петли прорезаны, а у Lanvin – нет.

Более того, в разных линиях и моделях пиджаков одной марки этот вопрос может решаться по-разному. Cerruti и Canali используют эту манеру в спортивных и летних льняных пиджаках. Показателен пример Hugo Boss. Пуговицы расстегиваются только у нарочито роскошных, выдержанных в итальянском стиле Baldesarini. В то же время, в лучших образцах Boss ручной работы, сравнимых с Baldesarini по цене и качеству, петли зашиты.

В Советском Союзе пуговицы на рукавах не расстегивали. Просто об этом не знали, потому что покупали костюмы не самого высокого класса. Может быть, у самого высшего круга лиц такая «фишка» на пиджаках и была. Однако… Если ответственным работникам могли устроить выволочку за коричневые ботинки или костюм в клетку, то представьте себе, как цековские дедки отреагировали бы на такую вольность! Может еще бутоньерку или шейный платок на Старую площадь носить!?

Как только новые русские стали покупать дорогие костюмы заграницей, они стали обращать внимание на все эксклюзивное и экзотичное. Буржуазии понравилась возможность вначале удивить тех, «кто не в курсе», а затем просто демонстрировать столь простым образом цену своего гардероба.

С широкого экрана весть о расстегивающихся пуговицах впервые прозвучала в программе «Большая стирка». Популяризатором моды в массах стал театральный художник Павел Каплевич, рассказывавший на малаховском ток-шоу о деталях дорогой одежды.

В Москве 2000-х этой возможностью никого не удивишь – она перестала быть «понтом» и перешла в разряд составляющих имиджа. Такой манеры стабильно придерживаются, например, мужчины из Bosco, включая Михаила Куснировича и Константина Андрикопулоса.

Остается открытым вопрос: когда можно расстегивать пуговицы на рукавах, а когда не стоит. В книгах по этикету я не встречал ни одного суждения на этот счет. Поэтому будем первопроходцами.

Логично предположить, что расстегнутые пуговицы делают облик более вальяжным и неформальным. Отсюда различия у Cerruti и Canali, о которых говорилось выше. Носить так строгий деловой костюм, не дурной тон, а вольность в пределах допустимого, но именно вольность.

Между тем, сегодня с костюмом часто не носят галстук. В этом случае, платок в нагрудном кармане и расстегнутые пуговицы на рукавах прибавляют элегантности.

Определенно можно расстегивать пуговицы на спортивных пиджаках в любой обстановке, когда уместен этот стиль одежды в целом. Особенно эффектно выглядит расстегнутая золотая пуговка на блейзере.

Абсолютным мировым эталоном итальянского стиля с «освобожденными» петлями на рукавах можно назвать костюмы магната Формулы 1 Флавио Бриаторе. Пошитые в Interno 8, они отличаются необычным кроем, широкими лацканами, петлями, выделенными контрастным цветом и другими чертами современной роскоши.

Арсений Загуляев

"Красота-онлайн"

*