Депутаты рассмотрят "пивные" поправки в закон о рекламе
В субботу, 31 июля, в Государственной думе будут рассмотрены в третьем чтении поправки к закону «О рекламе». Первоначально они касались ограничений только на рекламу пива — депутаты давно считают «пивные» телевизионные ролики слишком агрессивными. Однако, согласно последнему варианту, предложенному рабочей группой Госдумы, существенные ограничения относятся не только к пиву, но также и ко всем другим напиткам с содержанием этилового спирта больше 0,5%. Под это определение подпадают не только слабоалкогольные напитки, но и квас, и кефир, и даже такой экзотический напиток, как кумыс.
Предложенные поправки ужесточают ограничения на показ рекламных роликов по телевидению и запрещают оформлять пивную рекламу в виде мультфильмов. Реклама пива будет полностью запрещена с 7 утра и до 10 вечера, на первой и последней полосах газет и журналов, в детских, учебных, медицинских организациях, организациях культуры. Кроме того, законопроект запрещает использовать в рекламе пива образы людей и животных.
Беглый анализ поправок позволяет сделать вывод о том, что законодатели стремятся поставить производителей слабоалкогольных напитков даже в более жесткие рамки, чем производителей водки и табака, отмечает RBC daily. Продукты, оказывающие губительное воздействие на человека, уравниваются в правах с теми, пользу для здоровья которых никто не оспаривает, например с кефиром.
Пивовары считают, что поправки к закону «О рекламе» создадут сумятицу на рекламном рынке. Если со временем показа рекламы пива все ясно: рекламировать пиво на телевидении запрещается с 7 утра до 22 вечера, то остальные новшества сложно трактовать однозначно. Новые поправки запрещают использовать в целях рекламы пива «людей и животных, а также их образы», однако термин «образ» не раскрывается. Неясно, идет ли речь просто о людях и зверях или также о контурах и тенях живых существ, их аудиообразах и т.д. Непонятно, что будет с официально зарегистрированными товарными знаками, где использованы эти самые образы — в основном медведи.
Интересно, что при продвижении водки и сигарет полного запрета на использование людей и животных нет. Принятие ограничений вынудит ряд пивоваренных компаний, чьи бренды построены на изображении людей и животных, менять стратегию продвижения своей продукции. Это может привести к тому, что от старого бренда вообще придется отказаться.
Для рекламных агентств и СМИ поправки могут сократить рекламные поступления. В настоящее время около 10% телерекламы приходится на пивную продукцию. Это второй по размеру поступлений продукт после услуг мобильной связи. Может измениться и телевизионная сетка программ: пивовары утверждают, что нововведения вынудят их отказаться от спонсорства спортивных мероприятий и оплаты трансляций матчей из-за рубежа.
Пивоварам остается надеяться на то, что часть депутатов проголосует против поправок к закону «О рекламе» — ведь реклама сама по себе не увеличивает объем потребления пива. Исследования, проведенные в США, Великобритании, Франции и Швеции не выявили прямой корреляции между общим объемом рекламы и потреблением. В Британии, например, за 12 лет затраты на рекламу пива выросли на 58%, а объемы потребления пива упали на 17%.
*