Череда губернаторских выборов, грядущих в разных регионах России, не оставляет шансов их нынешним хозяевам на сохранение власти. Во всяком случае, такой прогноз дают политтехнологи, то есть те, кто зачастую из ничего «лепят» привлекательный электоральный продукт. Ближайшей осенью им предстоит освоить огромный массив работы, так как, по их мнению, предыдущее поколение региональной элиты уже морально устарело, а новое еще не сформировалось.

Число бизнесменов и менеджеров среди кандидатов в губернаторы будет расти», – такой прогноз делает директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. Ведь региональной элите в отличие от федеральной все чаще приходится подтверждать свою легитимность реальными делами, а не пустыми обещаниями. Также, по словам г-на Симонова, губернаторам ельцинского призыва придется передать свои насиженные места новому, полностью подконтрольному Кремлю поколения лидеров. Вопрос только в том, какие именно политические технологии федеральный центр задействует на региональных выборах.

«Новым подходом, который еще не был использован Москвой, является банальное представление избирателям нового человека», – заявил «НИ» директор ВЦИОМ Валерий Федоров, намекая на усталость людей от персонажей из истертой политической колоды. С другой стороны, считает г-н Федоров, невозможно предугадать конкретные ходы политтехнологов: «Это может быть все – от очередной порции «пугалок», убеждающих избирателя, что со старым главой области дальше жить невозможно, до создания имиджа «хорошо знакомого зла», которое предпочтительнее «зла нового».

Директор Центра политических технологий Игорь Бунин полагает, что предвыборный арсенал политтехнологов обновится не сильно. «Методы останутся теми же, но направлены они будут на освежение губернской власти, – считает г-н Бунин. – Налицо моральный износ власти даже там, где губернатор избран совсем недавно. Пример того же главы Ульяновской области Шаманова куда более красноречив, чем внушения политтехнологов». По его словам, в некоторых регионах не обязательно использовать консультации мастеров политической игры, чтобы занять губернаторское кресло: «Достаточно просто состояться в жизни, чем напрямую убедить избирателя в своей исключительности, как это сделал юморист Михаил Евдокимов в Алтайском крае. Он воспользовался немощью власти, превратив ее в технологию собственного успеха». Что касается бывшего главы края г-на Сурикова, то, по мнению Игоря Бунина, он поступил опрометчиво, сделав ставку на рукопожатия с президентом, которые оказались менее эффективны, чем полноценные услуги политтехнологов. Характеризуя особенности грядущих губернаторских выборов в целом, г-н Бунин подчеркнул, что федеральная власть попытается сыграть на противостоянии «новое-старое». Однако он не уточнил, кто будет назначен ответственным за операцию «новое поколение».

Ясность в этот принципиальный вопрос попытался внести глава Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, который заявил «НИ»: «Губернаторскими выборами осенью займутся силовики. Я и называю это новой политической технологией – привнесение в региональные выборы силовой составляющей». Новая «политтехнология», по его словам, выглядит так: вслед за Счетной палатой, инициирующей проверки расходования средств федерального бюджета в регионе, приходит представитель Генпрокуратуры, который «по горячим следам» заводит на неугодного властителя уголовное дело.

«Приостановление расследования зависит от покладистости и гибкости ума низвергаемого губернатора, – считает эксперт.– Если достигается соглашение о добровольном сложении полномочий, дело закрывается. Если пакт о ненападении подписывается не по всем пунктам, значит, дело приобретает новый оборот». То есть, по мнению г-на Симонова, реальными контролерами выборного процесса, его вдохновителями и организаторами становятся Генпрокуратура и контрольно-счетный орган.

Впрочем, эксперт не исключает возможности и «случайного» попадания на места региональных правителей хитрых прагматиков. «Прийти можно с любыми инструментами, и если их использовать разумно, то они могут показаться внушительнее, чем силовое влияние на исход голосования, – уверен г-н Симонов. – Реальной силой по-прежнему обладают предвыборные «фишки» вроде евдокимовской «шутки в сторону».

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский расставил акценты иначе. По его словам, выборы теперь – это политика, а не технология, а потому шансы на успех будут иметь только те кандидаты, которые имеют реальный вес и влияние. «Избиратели поддержат кандидата популярного в среде местных бизнес- и политсообществ», – заявил «НИ» г-н Павловский. В отличие от других политтехнологов, он предрекает отмирание предвыборных «фишек». «Главное сегодня – реальная партийность, мировоззрение, концепция кампании. Это – самая важная технология», – уверен президент ФЭП. Впрочем, использование этим «весомым» кандидатом административного ресурса он отнюдь не исключает.

Директор аналитического центра «Меркатор» Дмитрий Орешкин, описывая действия политтехнологов на грядущих выборах в регионах, прибег к сравнению России с Древним Римом, когда тот из республики трансформировался в империю. Последствием перерождения становится ненужность дара публичного убеждения избирателей в своей правоте. «Основная доля технологий формируется за кулисами политического театра. Получается, как в советские времена: список сформировали, и можно голосовать», – заявил г-н Орешкин «НИ». По его мнению, основной технологией сегодня стала лояльность Кремлю и «Единой России», поддержка которых обеспечивает беспрепятственное попадание в число фаворитов предвыборной гонки. А неугодные просто снимаются с выборов. Как это произошло с г-ном Черепковым на недавних выборах мэра Владивостока. «Это самый примитивный, но и самый надежный путь к победе», – убежден политолог.

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

Новые Известия 30.07.04

Новые Известия

*