Когда Джон Милонас, глава СП «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» узнал о масштабах воровства с предприятия, он заменил всю охрану и распорядился нанять тольяттинский филиал английского ЧОПа. Сейчас на Волжском Автозаводе проводится операция «Концерн». «Концерн» продолжает дело, начатое мероприятиями под названием «Циклон», то есть сотрудники милиции выявляют и пресекают преступления, творящиеся на ВАЗе. Особое внимание – хищениям. Ведь у нас в России исторически сложилось так, что воруют буквально все…

В прошлом году на автозаводе украли имущества на 87 миллионов рублей. Это меньше, чем в предыдущие годы, но все же сумма впечатляет. Как констатируют оперативники, криминогенная ситуация на ВАЗе сложная. Особенный размах приобрели такие злоупотребления, как поставки комплектующих по бестоварным накладным, реализация запчастей хорошего качества под видом неликвидных, хищения запчастей, вывоз их с территории завода в тайниках машин.

Вот один недавний случай. К правоохранителям поступила оперативная информация о том, что запчасти вывозятся с ВАЗа в газике с надписью «Продукты», который обслуживает заводские продуктовые точки. В ходе слежки милиционеры обратили внимание на то, что выехавший с территории автозавода автомобиль несколько часов кружил по городу, заметая следы, проезжал остановки, на которых должен был бы остановиться, а потом заехал в ангар. Ворота за газиком захлопнулись. У оперативников сложилось впечатление, что водителя продуктового автомобиля в гараже ждали. Когда милиционеры, взломав ворота, ворвались в ангар, они увидели, что рядом с машиной стоят уже вытащенные из ее тайников восемь мешков с ворованными автозапчастями.

Как выяснилось, детали перевозились с завода в гараж между двумя обшивками газика – внешней и внутренней. К тому времени, как в ангар ворвались оперативники, из продуктовой машины ее водитель и два его подельника успели вынуть только одну четвертую часть того, что пряталось в тайнике, полностью заполненного вазовской продукцией. По этому факту заведено уголовное дело, в ходе следствия уточняется нанесенный ВАЗу ущерб. Кстати, на днях прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти было возбуждено еще одно уголовное дело по краже с автогиганта запчастей. На этот раз «отличился» милиционер-водитель отдела милиции по обслуживанию Волжского автомобильного завода. Его подозревают в том, что он похитил автозапчасти на сумму в 250 тысяч рублей, вывезя их с территории на своем служебном автомобиле.

Что касается российско-американского СП «Дженерал Моторс – Автоваз», то одно из крупнейших хищений было зафиксировано здесь в апреле этого года, когда сотрудники ОБЭП ОМ АвтоВАЗа и ОБЭП УВД г. Тольятти задержали крупную партию ворованных запчастей, вывезенных с заводской территории на КамАЗе. После загрузки машина спокойно выехала за ворота: документы у водителя были в полном порядке. После этого КамАЗ, который по накладным должны были загрузить комплектующими для одного из предприятий, направился в сторону, противоположную той, что была указана в путевом листе. Машина с ворованными деталями проследовала на базу фирмы «Дерли плюс», где ее содержимое планировалось перегрузить в специально подогнанные автомобили «Газ» и «Ниву» с прицепом. Во время этой операции было задержано 14 человек. Сумма ущерба составила 30 000 долларов. Таким образом, сотрудникам ОБЭП удалось перекрыть один из главных каналов хищения автодеталей с территории ЗАО «Дженерал Моторс -АвтоВАЗ».

В последнее время оперативники отмечают тревожный фактор – рост хищений на автогиганте в особо крупных размерах. Приведу несколько примеров. На сегодняшний день водителю ООО «Технопарк» и охраннику ЧОП «Групп-4» предъявлено обвинение в хищении запчастей более чем на 3 миллиона рублей. Шофер из ООО «Ремсервисавто» на КамАЗе пытался вывезти с территории деталей на полтора с лишним миллиона рублей. Еще один работник ВАЗа хотел украсть на своем МАЗе два контейнера автозапчастей на миллион рублей. Столько же хотели похитить еще один водитель фуры вместе с мастером.

По оценкам правоохранителей, в основном воровством занимаются люди, которые сами работают на Волжском автозаводе, по-видимому, руководствуясь поговоркой «У воды да не пить?». В зимнее время заводчане утаскивают детали с родного предприятия, пряча их под одеждой, летом придумывают другие способы. Случается, что за хищениями стоят и работники Управления собственной безопасности автогиганта, которые, по идее, должны предотвращать подобные преступления. Недавно два сотрудника УСБ организовали вывоз деталей с завода на КамАЗе с прицепом.

Надо сказать, что те, кто решается на воровство, не так уж и рискуют. Опыт показывает: суд похитителей строго не наказывает. В марте 2004 года в Тольятти состоялся суд над Владимиром Башкатовым и Екатериной Картавых, которые обвинялись в хищении деталей для легковых автомобилей на сумму более полумиллиона рублей. Как выяснило следствие, Башкатов работал водителем грузового автомобиля в фирме ОАО «АвтоВАЗтранс». Он должен был вывезти тяжелые отходы с территории МСП ВАЗа, а Екатерина Картавых, работник УСБ ВАЗа в качестве контролера сопровождала груз. Однако вместе с мусором в КамАЗ были загружены готовые автодетали для вазовских машин. При выезде с территории завода на КПП их остановили для досмотра. После звонка охране машину беспрепятственно выпустили с территории завода. Но как только грузовик выехал с предприятия, его остановили сотрудники милиции и задержали с поличным. КамАЗ вернули обратно и заставили выгрузить мусор, посреди которого были спрятаны мешки с запчастями. На суде Екатерина Картавых чистосердечно призналась, что за сделку с неизвестными ей людьми она получила 10 000 рублей. Судья признал Башкатова и Картавых виновными в совершении преступления. Оба по приговору получили два года условно, что, учитывая обстоятельства, является довольно мягким наказанием.

В ходе операции «Концерн» в период с апреля по июль было возбуждено более 140 уголовных дел. 23 из них – средней тяжести и тяжких, 17 – хищения в особо крупных размерах. Сумма материального ущерба по возбужденным делам составила 101 миллион рублей. Задержаны 39 человек, 20 из которых арестованы. Что ж тут удивляться, что цены на вазовские автомобили постоянно растут?

Сергей Ишков

Русский курьер № 339 2004-07-30

Русский курьер

*