Как стало известно „Ъ“, ОАО «Тольяттиазот» вошло в состав инвесторов строительства нового порта на мысе Железный Рог (Краснодарский край). Список инвесторов, куда вошли еще пять компаний, был на днях утвержден администрацией Краснодарского края. Новый транспортный узел будет возводиться в рамках федеральной программы. Тольяттинское предприятие намерено транспортировать через новый порт 6 млн тонн аммиака в год. По словам представителя компании, «участие в проекте обойдется заводу в несколько десятков миллионов долларов».

Проект строительства морского порта по перевалке сжиженных углеводородных газов, аммиака, нефти и нефтепродуктов в бухте Железный Рог был разработан в соответствии с федеральной программой развития транспортной сети юга России, коридора «Север-Юг» и портов Краснодарского края. Его проектная мощность — 30 млн тонн нефти, нефтепродуктов и химических грузов. На первом этапе, к 2006 году, предполагается довести объем перевалки грузов в порту до 6-8 млн тонн в год. К 2010 году объемы перевалки должны вырасти до 15 млн тонн. На третьем этапе, до 2015 года, порт выйдет на проектную мощность. Суммарная площадь земли, отведенной под береговые сооружения, составит около 670 га. Пуск в эксплуатацию нефтяного терминала намечен на 2004 год.

Если планы администрации Краснодарского края и инвесторов осуществятся, к 2015 году порт на мысе Железный Рог может стать вторым по мощности в стране после Новороссийска. Как сообщил на совещании в краевой администрации директор Морской администрации порта Темрюк Владимир Сазонов, на Тамань «сейчас понаехала тьма женихов, пришлось начать их фильтрацию».

Пока же в список инвесторов было решено включить шесть компаний: ОАО «Тольяттиазот», ЗАО «Таманьнефтегаз», ООО «Тамань-транзит», ООО «Вопак Панагия», ООО «ТПТ «Терминал»» и ООО «Союзресурс-Кубань». Согласно приведенным на совещании данным, ОАО «Тольяттиазот» намерен транспортировать через новый порт до 6 млн тонн аммиака, ЗАО «Таманьнефтегаз» — до 9,5 млн тонн нефтепродуктов, голландская фирма «Вопак Панагия» — от 4 до 8 млн тонн нефти, ООО «Тамань-транзит» — 10 млн тонн нефтепродуктов.

Однако первый заместитель главы Темрюкского района Краснодарского края Юрий Коломийцев в интервью „Ъ“ высказал сомнения в правдоподобности заявленных цифр: «Мощность будущего порта переоценена. Большинство заявок на выделение участков, объемы перевозимых грузов носят явно спекулятивный характер. Некоторые компании просто хотят «застолбить» перспективные участки с целью последующей перепродажи». К примеру, ОАО «Тольяттиазот» подала заявку на 230 га, ЗАО «Таманьнефтегаз» — на 162 га, ООО «Тамань-транзит» — на 90 га.

Председатель же краевого комитета по архитектуре и градостроительству Юрий Рысин заявил, что с разработкой генерального плана порта власти опоздали минимум на два года. К тому же, его разработка, стоимость которой оценена в 350 млн рублей, осложняется тем, что будущие инвесторы постоянно изменяют объемы и структуру грузооборота: «То они заявляют, что будут экспортировать нефть, то зерно, то подсолнечное масло. И постоянно появляются новые ходоки. Пока они будут ходить, мы не закончим разработку генерального плана. А порт может строиться не 5 и не 10 лет, а все 50».

Для решения этих проблем на совещании было решено создать управляющую компанию с участием инвесторов и администрации края. Кроме того, на совещании было озвучено и название будущего транспортного узла : «Порт Тамань».

По словам представителя ОАО «Тольяттиазот» , вхождение предприятия в состав инвесторов «очень хорошая новость для компании». «Мы были одними из инициаторов строительства нового порта, потому что для нас он имеет стратегическое значение («Тольяттиазот сейчас строит рядом с местом будущего порта аммиачный терминал — „Ъ“). Сумму инвестиций тольяттинского предприятия в порт «Железный Рог», представитель компании сообщить отказался, сообщив лишь, что она составит «несколько десятков миллионов долларов».

Отметим, что с вхождением «Тольяттиазота» в пул инвесторов, строительство аммиачного терминала будет полностью интегрировано в возведение порта на мысе Железный Рог. Напомним, что терминал тольяттинская компания строит с 1999 года и стоимость этого проекта оценивается в $200 млн.

СВЕТЛАНА ТУРЬЯЛАЙ, Краснодар;

АЛЕКСАНДР ФИЛОЗОВ, Тольятти

Коммерсантъ №137 от 29.07.2004

Коммерсантъ

*