История в паровозах. В столице создан первый Музей истории железнодорожного транспорта
В столице создан первый Музей истории железнодорожного транспорта. Под открытым небом на Рижском вокзале будут представлены несколько десятков старинных паровозов и локомотивов. К месту новой стоянки продолжают прибывать уникальные экспонаты.
Раритетные паровозы — будто только с завода — блестят свежей краской. Пути депо «Подмосковное» сплошь заставлены черно-красными красавцами. Огромные локомотивы марки ФД (Феликс Дзержинский) — такие теперь можно увидеть только в кино. Но самый древний — маленький ОВ — машинисты еще его называют «овечкой». Вот уже несколько дней на нем несут дежурство члены Общества любителей железных дорог, доводят технику до ума, чтобы паровоз предстал в первозданной красе.
Локомотивы ОВ выпускались с начала прошлого века, использовались повсеместно вплоть до 60-х годов. В войну легкие ОВ были незаменимы — они преодолевали самые сложные участки. После списания большинство машин по частям отправлялись в печь на переплавку. Остались считаные единицы.
Сегодня локомотив отбывает из депо на постоянную стоянку — в музей Рижского вокзала. Сам он давно уже не на ходу, для переправки потребовался тягач. Но даже скорость в 35 километров в час для «ветерана» оказалась непосильной. Прямо во время пути отлетела одна из восстановленных деталей. «К сожалению, отсутствующая деталь была временно заменена сварной деталью. Видны даже следы сварки. Это временно, для стационарной экспозиции», — поясняет Александр Никольский.
Ежедневно на Рижский прибывают новые экспонаты. Экспозиция техники для укладки и обслуживания путей уже полностью смонтирована. По сравнению с древними соседями снегоочистители и дозаторы — просто младенцы. Лишь недавно они были заменены более совершенными образцами.
Как действуют некоторые чудеса инженерной мысли и представить сложно, пока не расскажет экскурсовод. Некоторые вагоны, которые еще в пути, особо заинтересуют историков. Есть предположения, что в одном из них ездил Николай II и высшие чины советского правительства. Руководство музея обещает сохранить интерьеры. «В это трудно подтвердить, но кто-то из великих ездил на них. Это я могу подтвердить абсолютно», — говорит директор Музея железнодорожной техники Александр Бочков.
Рижский вокзал как нельзя лучше подходит для музея — находится в центре, толчеи здесь почти никогда не бывает. Место нашлось справа от главного входа. Когда-то здесь были тупики для электричек. «Эти пути были старые, неудобные. Теперь вот спроектировали абсолютно новую станцию», — рассказывает руководитель работ по строительству музея Александр Ковалев.
На новых платформах рабочие наводят лоск. Уложена плитка. Установлены фонари. Музей должен открыться 1 августа, в День железнодорожника. Вход обещают сделать бесплатным.
На первых порах в музее будет 37 экспонатов. Но протяженность путей позволяет довести численность до 60. В истории железнодорожной техники в России еще немало ретро-машин достойны занять здесь место. Самое сложное — доставить их и отреставрировать.
Алексей Логинов
28.07.2004 17:09
*