Силовики объявили в розыск вице-президента группы Игоря Ежова

   Как стало известно «СО», на прошлой неделе был объявлен в розыск вице-президент группы компаний «СОК» директор департамента стратегического развития Игорь Ежов. В его доме в районе турбазы «Динамо» и в служебном кабинете прошли обыски. Одновременно в столичных СМИ появились статьи, содержащие негативную информацию о СОКе. Председатель совета директоров группы Юрий Качмазов обвинялся в них в попытках воздействия на самарское ЗАО «СТЭК». Конфликт вокруг СТЭКа, наряду с конфликтами в Барнауле и Оренбурге, стал прямым следствием действий Игоря Ежова. Его называют наиболее вероятным источником нынешних проблем СОКа. «Ежик в своих действиях просто ох..л, и в какой-то момент это стало проблемой всей группы», — заявили «СО» сразу несколько источников.

   «СО» неоднократно рассказывало о том, что УФСБ по Самарской области и Алтайскому краю, а также представители Самарского РОВД и районной прокуратуры 6 и 16 июля провели ряд силовых акций в центральном офисе СОКа на ипподроме, а также в подразделениях группы. По предварительной информации, происходящие события были связаны с интересом сотрудников ФСБ к обстоятельствам покупки СОКом в 2002 году барнаульского ОАО «ХК «Барнаул-трансмаш» — предприятия оборонного профиля, одним из главных потребителей которого является «Рос-оборонпром».

   На прошлой неделе ситуация приобрела еще более драматичный оборот. Стало известно, что в розыск объявлен директор департамента стратегического развития компании, вице-президент группы Игорь Ежов. Как выяснилось, именно деятельность Ежова («Ежика») многими считается едва ли не главной причиной проблем СОКа.

   Бывший руководитель УБЭП УВД Самары Игорь Ежов получил известность в конце 90-х годов благодаря не только своей работе, но и неподдельному интересу ряда лиц, сильно смахивавших на его родственников, к ювелирному бизнесу. После прекращения работы в органах Ежов перешел на работу в холдинг банка «Солидарность», где отвечал за Самарский жиркомбинат и его сбытовые подразделения. Он, в частности, числился соучредителем сбытовой компании «Волгомаркет» совместно с известным предпринимателем, ранее вице-президентом «Солидарности» Иваном Осокиным. По словам источника, знакомого с деятельностью Ежова в тот момент, «он традиционно пытался сразу же стать близким к лидеру человеком и максимально использовал эту ситуацию в своих целях». В тот момент, когда холдинг «Солидарности» рушился, а между собственниками его пищевых активов шли разбирательства, г-н Ежов покинул Ивана Осокина. Сам Осокин как-либо комментировать деятельность бывшего партнера и подчиненного отказался.

   После этого Игорь Ежов по протекции перешел на работу в группу компаний «СОК», где позднее возглавил департамент стратегического развития. У г-на Ежова были достаточно размытые функции. В какой-то степени он отвечал и за экономическую безопасность, но в большей мере — за анализ и приобретение новых активов. Специально под него было сформировано подразделение, расположившееся в здании «Волгокабеля» на ул. Красноармейской рядом с офисом Анвара Абдуразакова (Анвара). По информации «СО», с этого момента Ежов активно участвовал в большинстве операций с профильными активами и в других, разовых, акциях. Именно Игорь Ежов выкупал пакет акций универсама «Мичуринский» у группы «Союз», он же вел переговоры с Олегом Кольцовым, контролировавшим оставшиеся акции. В большинстве случаев диалог велся с позиции силы, а в некоторых ситуациях методы и средства, которыми пользовался Ежов, вызывали бешенство оппонентов. Похоже, что сам Юрий Качмазов оказался в какой-то степени заложником чрезмерной активности своего менеджера по части отдавливания чужой собственности. Известно, что председатель совета директоров СОКа всегда пытался разрешить конфликт не только кнутом, но и пряником. Например, при покупке «ВАЗинтерСервиса» после уголовных дел и откровенного прессования бывшего главы и владельца компании Александра Клевлина последнему отдали $2,5 млн. Однако в ряде сделок, происходивших в 2003-2004 году, менеджеры СОКа явно перегнули с использованием силового ресурса. «Они подвели своего руководителя, т.е. не прорабатывали до конца темы и не просчитывали последствий, переоценивая свое влияние и возможности», — сказал «СО» источник, знакомый с ситуацией.

   Конфликт, который называют истоком проблем группы, начался вокруг самарского ОАО «СТЭК» — компании, владеющей торговым центром «Муравейник» на ул. Запорожской, 19. ОАО «СТЭК» учреждено Алексеем Зориным (19,5%), Дмитрием Сорокиным (15,3), Валерием Кривчиковым (19,5) и ООО «СК «Инвестфлот». Зорин и Сорокин владеют и руководят страховой компанией «Инвестфлот». Оба бизнесмена получили известность в течение последних трех лет благодаря конфликту «Инвестфлота» с пароходством «Волготанкер». Последний владел 99% акций «Инвестфлота», но в результате конфликта с Зориным и Сорокиным оказался исключен из числа акционеров. После многочисленных судов пароходству так и не удалось восстановить контроль над своим активом – одной из наиболее известных в России компаний, специализирующихся на страховании судов.

   На прошлой неделе в федеральном выпуске газеты «Московский комсомолец» вышла заметка под названием «СОК закапал». Ее автор, некто Владимир Кириллов, утверждает, что «недавно Юрий Качмазов попытался приобрести акции торгового комплекса «СТЭК» в Самаре». По информации «СО», лично Качмазов, конечно же, не принимал участия в столь мелкой сделке. Усердие по части попыток приобретения в собственность ТЦ «Муравейник» формальными и особенно неформальными методами проявил как раз Игорь Ежов.

   Источник, близкий к руководству «Инвестфлота», сообщил «СО», что в апреле 2004 года директор СТЭКа Валерий Кривчиков был уволен со своего поста. По информации «СО», после этого г-н Кривчиков обратился за помощью к Игорю Ежову. По странному стечению обстоятельств спустя некоторое время совладельцев «Инвестфлота» и СТЭКа стали преследовать неизвестные люди, которые не просто следили за бизнесменами, но и угрожали им, а также членам их семей. Одновременно Валерий Кривчиков обратился в Советский районный суд и восстановился на работе. СТЭК это решение оспорил, и в настоящий момент разбирательства продолжаются.

   В «Инвестфлоте» категорически отказались комментировать эти события, но и не стали ничего опровергать. Источник, близкий к компании, не стал комментировать информацию о том, что в ответ на действия СОКа владельцы СТЭКа (они же — топ-менеджеры «Инвестфлота») инициировали определенные процессы в Москве. По информации «СО», прессингуемые менеджеры действительно нашли структуру, которая обеспечила им защиту – московское ЧОП с хорошо известным названием «Вымпел». Итогом стали обыски в офисе СОКа, вопросы силовиков к Игорю Ежову и, по странному совпадению, проблемы с еще рядом дел.

   В частности, в Барнауле неожиданно резко ускорились следственные действия по уголовному делу, возбужденному в связи с деятельностью одного из предприятий группы – ОАО «ХК «Барнаултрансмаш». «СО» уже сообщало об обысках, прошедших 14 июля в офисе барнаульского партнера СОКа предпринимателя Анатолия Банных и его компании ОАО «Сибирская земля». Г-н Банных, комментируя происходящее прессе, сказал, что силовики интересовались обстоятельствами покупки СОКом «Барнаултрансмаша». При этом официальные представители ФПГ «Сибма» — головной структуры бизнеса Банных — комментируя алтайским СМИ происходящие события, уверяли, что вообще не понимают, почему их прессуют. Однако на прошлой неделе в алтайских СМИ появилась информация о том, что события в Барнауле связаны с уголовным делом, в рамках которого расследуется законность продажи оборонного предприятия.

   Пресс-секретарь алтайского управления ФСБ Роман Мезенцев, выступая в местных СМИ, выразил сомнение в том, что в «Сибирской земле» не знают, какие есть претензии к ним у правоохранительных органов. «Насколько мне известно, дело было возбуждено по факту мошенничества в декабре 2003 года», — сообщил Мезенцев. Подробнее прокомментировать ситуацию в ФСБ отказались, сославшись на то, что дело находится в разработке у Октябрьского РОВД Барнаула, а представители ФСБ всего лишь входят в оперативно-следственную группу. По данным www.altapress.ru, действия силовиков в Самаре и Барнауле могут быть связаны с делом № 11545, возбужденным Барнаульской транспортной прокуратурой по пункту «в» ч. 2 ст. 160 УК РФ. В уже не действующей сегодня редакции Уголовного кодекса речь шла о присвоении или растрате, совершенных должностным лицом с использованием служебного положения. Силовиков заинтересовали операции, проведенные «Сибирской землей» несколько лет назад с акциями завода «Барнаултрансмаш». Начальник УВД Алтайского края Владимир Вальков, выступая в СМИ, сообщил, что обыск в офисе «Сибирской земли» состоялся в рамках уголовного дела, которое расследуется уже семь месяцев. Дело, по словам Валькова, возбуждено по факту мошенничества. «Речь идет о проверке законности купли-продажи завода «Барнаултрансмаш». Завод перепродавали четыре раза. В конце концов кто-то за это должен ответить? Продали его или не продали, смошенничали или нет — это мы установим. Сроки следствия в свое время были продлены и будут продлеваться до тех пор, пока мы не поставим точку в этом деле. Сейчас милиция собирает и анализирует материалы. Конкретные лица в уголовном деле не фигурируют. Есть только структуры. Когда установят нарушения, тогда будут производиться какие-то действия в отношении конкретных лиц. «Барнаул-трансмаш» — оборонный комплекс, поэтому нам предстоит узнать, законно или незаконно он стал частным», — заявил Владимир Вальков.

   Помимо Барнаула проблемы возникли и в Оренбурге. Здесь, по информации «СО», все тот же департамент стратегического развития группы с помощью самарской компании «Вектор эффективности» (ее оренбургский офис находится в здании, принадлежащем самарской же компании «Общее дело»), близкой к руководству РО ФСФР, пытался приобрести доли в ООО «Детская одежда», ЗАО «ОренбургавтоВАЗтехобслуживание», ОАО «Гидропресс». При этом в случае с ООО «Детская одежда», по информации «СО», третьи лица вели хмурые беседы с директрисой ООО Валентиной Томиной. Непонятно, по какой причине не была проработана информация о том, что г-жа Томина является родственницей одного из заместителей начальника УВД Оренбурга. В результате реплики третьих лиц (действовавших, надо полагать, строго в рамках стратегического развития), рекомендовавших Томиной брать лопату и копать могилу в случае, если магазин (кстати, площадью всего 600 кв. м) не будет продан, были зафиксированы на камеру, и было возбуждено дело по факту понуждения к сделке, в рамках которого были задержаны двое жителей Самары.

   Помимо всего прочего, представители СОКа открыто вошли в ряд конфликтов вокруг дорожного строительства. Например, при скупке долей треста «Самарадорстрой» менеджеры СОКа появились в теме уже после того, как большая часть акций треста оказалась под контролем «Самкона» и близких к нему структур. При этом Игорь Ежов, взявший под опеку директора «Самарадорстроя», обладавшего меньшим пакетом, безапелляционно предложил противной стороне продать акции. Как сказал «СО» источник, знакомый с ситуацией, сразу после начала разбирательств вокруг «Самарадорстроя» за машинами представителей «Самкона» начали постоянно ездить одни и те же автомобили, и только после жесткого вмешательства это прекратилось. В конце концов крайне напряженная ситуация разрешилась продажей акций СОКу. И тут же СОК в таком же стиле зашел в еще одну тему, где присутствует «Самкон», а именно в скупку акций саратовского ОАО «Волгомост». Уже после того, как близкое к «Самкону» ООО «Плаза» консолидировало 25-30% акций «Волгомоста», в Саратов прибыли представители СОКа, которые начали рекомендовать акционерам строительной компании продать оставшиеся акции им. По информации «СО», вице-президент группы Сергей Фанин на прошлой неделе вел переговоры с владельцами «Волгомоста».

   В какой-то момент число конфликтов стало критическим. Вопрос только в том, какой из них стал тем камешком, который вызвал лавину неприятностей, обрушившуюся на СОК. Сразу несколько источников «СО» сообщили, что, вероятнее всего, основной удар пришел со стороны «Инвестфлота». «Эти люди воевали с «Волготанкером» в период наибольшего могущества ЮКОСа и выдержали удар, так что и в этом случае они не испугались, а ответили», — сказал «СО» источник, знакомый с ситуацией. Не исключено, что разбирательства вокруг СТЭКа усилили другие конфликты и привели к проблемам у Игоря Ежова. По информации «СО», на прошлой неделе деятельность подразделения г-на Ежова формально была прекращена, а его сотрудникам выдали трудовые книжки. В группе СОК комментировать тему отказались. Вице-президент ЗАО «Группа «СОК» Виталий Ильин сообщил «СО», что получить комментарии по данному поводу не у кого: все руководство группы находится в отпусках. «Самарское обозрение», 26.07.2004

www.internetelite.biz

*