Раздробленный на крупные или более мелкие части, «Юкос» превратится либо в нечто подобное отраслевому сверхгиганту «ЮкосСибнефть» — о чем уже имелась договоренность в прошлом году — либо станет группой национальных компаний, рост которых обеспечит щедрый Кремль. В любом случае решение остается за Кремлем. От того, какое решение примет Кремль, будет зависеть то, каким путем пойдет экономика страны в пост-Юкосовскую эпоху.

«Дело «Юкоса» — иными словами дело, в котором Кремль выступает против крупной нефтяной компании — в основном подошло к концу. В результате длившихся почти год нападок на вторую по величине и самую крупную частную нефтяную компанию в стране была окончательно определена роль Кремля как главной силы, которая распределяет роли и ведает назначениями в национальной нефтяной отрасли.

В течение целого года журналисты и аналитики бились над разрешением загадки происхождения и смысла фразы «дело «Юкоса». Является ли предпринятый Кремлем удар по «Юкосу» и его главным акционерам — главным образом Михаилу Ходорковскому — первым шагом на пути, цель которого — урезать власть или даже разорить группу сверхбогатых бизнесменов, именуемых «олигархами»? Встревожен ли Кремль тем обстоятельством, что сконцентрированное в руках олигархов огромное богатство может быть использовано для подрыва его влияния и контроля над деятельностью политических партий? Ряд обозревателей между тем сходится во мнении, что «дело «Юкоса» сводится лишь к тому, чтобы лишить М. Ходорковского его политических амбиций.

В каждом из подобных утверждений имеется доля истины. Однако, для самого Кремля ставки много выше — он намерен превратить «дело «Юкоса» в своего рода пробный шар. В течение почти целого года Кремль обвиняли в том, что он прибегает к избирательному с точки зрения норм правосудия подходу в отношении к «Юкосу» и его совладельцам. Его обвиняли в том, что его действия вредят инвестиционной привлекательности России. Кремль также обвиняли в том, что он недостаточно и неискренне заинтересован в проведении рыночных реформ в экономике и не уважает права частной собственности. В пользу подобных обвинений говорят многие факты и обстоятельства. Однако, ни одно из этих обвинений Кремль особенно не волнует — он сам определяет экономические цели и задачи развития страны, которые перевешивают любое из вышеназванных опасений или тревожных обстоятельств.

Для Кремля «Юкос», которым руководил М. Ходорковский, представлял угрозу. Если бы произошло слияние «Юкоса» и «Сибнефти», М. Ходорковский превратился бы в смертельного врага властей. При сохраняющейся зависимости наполняемости российского бюджета от экспортной выручки, получаемой от продажи нефти, позволить одному человеку — и отнюдь не дружественному по отношению к Кремлю — контролировать столь значительный сегмент нефтедобывающей отрасли рассматривалось как угроза национальной безопасности. Кремль никогда бы не пошел на то, чтобы позволить М. Ходорковскому и другим совладельцам «Юкоса» продать компанию какому-нибудь иностранному нефтяному сверхгиганту в случае, если бы они рассматривали подобную возможность. Таким образом, если посмотреть на все происходящее сквозь призму прошлого, можно понять, что то, что «Юкос» постигла подобная участь, вполне объяснимо и даже неизбежно.

По мере того, как компанию раздирают на части, а ее активы перераспределяют между другими российскими нефтяными компаниями, смысл и трактовка словосочетания «дело «Юкоса» подпадает под две широкие категории. Во-первых, Кремль намерен контролировать нефтяной сектор. Во-вторых, он будет использовать широкие государственные полномочия для реорганизации других отраслей национальной экономики, которые не отвечают долгосрочным экономическим задачам Кремля.

Однако, логика и политика — понятия не всегда тождественные. Наиболее крупные активы «Юкоса» вероятнее всего отойдут к «Сургутнефтегазу» — третьей по величине нефтяной компании России. Месторождения, на которых ведет добычу нефти компания «Сургутнефтегаз», находятся в непосредственной близости от тех, где ведут работу добывающие предприятия компании «Юкос». По этой причине именно «Сургутнефтегаз» является наиболее подходящим с точки зрения логики преемником «Юкоса». Эта компания является наиболее вероятным кандидатом еще по одной причине. Ее возглавляет Владимир Богданов. Этот человек никогда не проявлял никакого интереса к политике. Он пользуется уважением и авторитетом среди сослуживцев и коллег. Он как раз такой человек, который по всем параметрам подходит Кремлю.

Кроме этого — и что очень важно — В. Богданов, в отличие от многих других руководителей российских нефтяных компаний, уже много лет работает в нефтяной промышленности. Во многих отношениях он является как раз тем руководителем, которого Кремль хотел бы видеть у руля национальной нефтяной отрасли. Путин руководил бы внутренней и внешней нефтяной политикой России, а задача Богданова заключалась бы в обеспечении наиболее эффективных методов добычи «черного золота» из глубины российских недр.

«Дело Юкоса» также показательно с точки зрения того, насколько далеко намерен пойти Кремль при определении будущего национальной экономики. НК «Юкос» была самой крупной, богатой и наиболее успешной с точки зрения менеджмента олигархической структурой в современной России. На ее развал ушел целый год, но зато теперь Кремль может праздновать победу.

Теперь то, когда Кремль возьмет в оборот другие ключевые секторы народного хозяйства, где тон пока задают олигархи — лишь вопрос времени. Однако, после того, как власти наглядно продемонстрировали то, на что они готовы пойти для достижения поставленных целей, в Кремле, вероятно, предполагают, что проведение повторных переговоров относительно прав собственности на главные активы не приведет к тому же исходу, что в деле «Юкоса» и его основных акционеров. В Кремле скорее всего не проявляют особого интереса к повторному разыгрыванию юкосовского сценария. Вряд ли в деловых кругах найдется кто-либо, кто пожелал бы испытать на себе участь, которая постигла Михаила Ходорковского.

Скорее всего в эпоху, которая наступит после завершения дела «Юкоса», будут пересмотрены результаты многих приватизационных сделок 90-х гг. И, возможно, это было бы и неплохо — усиление конкуренции на рынках и торжество социальной справедливости стали бы одним из возможных результатов подобной политики. В эту самую пост-Юкосовскую эпоху, возможно, крупный бизнес и государство наконец смогут работать вместе, что служило бы как национальным, так и корпоративным интересам.

Однако, для того, чтобы пост-Юкосовская эпоха оказалась благотворной как для государства, так и для крупного бизнеса, В. В. Путин должен, в конце концов, прийти к выводу о том, что правовое регулирование прав собственности является единственным путем для достижения тех экономических задач и целей, которые он ставит перед Россией. В том случае, если это ему не удастся, вся эта эпопея с «делом Юкоса» особого смысла иметь не будет.

Питер Лавелль (Peter Lavelle)

United Press International 23 июля 2004

ИноСМИ.Ru

23 июля 2004, 13:00

ИноСМИ.Ru

*