У российского президента Владимира Путина удивительно плохое время. Спустя четыре месяца после его самой убедительной в истории демократической России победы на выборах, кажется, что все у него идет не так.

Опросы общественного мнения показывают, что популярность Путина упала на 30% с рекордного рейтинга, превышавшего 80% в марте. Президент только что был вынужден уволить высокопоставленных представителей военного командования и реорганизовать Федеральную службу безопасности России, так как в последние два месяца чеченские экстремисты неистовствуют.

9 мая боевики убили президента своей автономной республики Ахмада Кадырова, устроив взрыв на глазах тысяч людей, на стадионе чеченской столицы Грозного. В июне они взяли под контроль десятки городов в соседней Ингушетии и убили не менее 90 человек. С тех пор они убивают верных сторонников Путина по всей Чечне, кого захотят.

Тем временем, хотя Россия купается в нефтедолларах благодаря рекордно высоким ценам на нефть и процветанию экспорта газа, российская банковская система, похоже, балансирует на грани кризиса, который, по мнению многих финансовых аналитиков, может оказаться не менее разрушительным, чем кризис 1998 года.

Проблемный «Гута-банк», 22-й крупнейший банк страны, в начале июля закрыл двери для вкладчиков и приостановил все электронные операции. «Гуту» только что забрал гораздо больший Внешторгбанк, который заплатил за него смехотворно маленькую сумму в 1 млн рублей (34 тыс. долларов), сообщил в понедельник президент Внешторгбанка Андрей Костин. По словам Костина, это стало возможным, так как Центробанк, стремящийся предотвратить полный крах «Гуты», передал во Внешторгбанк вклады в размере 700 млн долларов.

Есть опасения, что многие мелкие банки с недостаточной капитализацией из числа 1,3 тыс., появившихся после падения коммунизма, уязвимы для любого ощутимого экономического спада.

На этой неделе акции нефтяного гиганта, крупнейшей в России корпорации ЮКОС, заколебались, и торги по ним на российских биржах были приостановлены после сообщений о том, что правительство Путина отберет главное производственное подразделение ЮКОСа, «Юганскнефтегаз», в уплату по огромной налоговой претензии в 3,4 млрд долларов. На долю «Юганскнефтегаза» приходится 60% годового объема производства ЮКОСа и 12% годового производства всей России.

После этого сообщения индекс РТС, который в понедельник впервые за месяц вновь переполз за 600 пунктов, обрушился до 585, то есть за один день потерял более 3%; а индекс MICEX, который в отличие от РТС измеряется в рублях, еще больше – почти на 4%, до 533, и это самое резкое падение за день на протяжении трех недель.

Сами акции ЮКОСа упали в тот же день на 13%, что было предсказуемо. Но неуверенность в стабильности и безопасности других крупных производителей энергии сказалась и на других компаниях. Акции «Газпрома», крупнейшего российского производителя газа, упали на 3,5%, до 61,8 рублей (2,10 доллара) за акцию. Акции крупнейшего российского производителя электроэнергии, Единых энергетических систем, упали почти на 4%, до 25,6 центов.

Как многие эксперты тщетно предупреждали Кремль на протяжении девяти месяцев, стремление Путина расчленить ЮКОС и разгромить когда-то самонадеянного миллиардера и олигарха Михаила Ходорковского сегодня распространяет ударную волну по всей финансовой системе России. И Путин обнаруживает, что именно финансовая система вовсе не так крепка, как он полагал.

В начале июля рейтинговое агентство Moody»s обсудило эти проблемы: оно объявило, что рассматривает возможность снизить долгосрочные валютные рейтинги не менее 18 российских банков и рейтинги финансовой силы четырех банков.

Понятно, что руководство российских банков преуменьшило значимость этого решения. «Российские банки понимают, что ситуация стабильна и на рынке есть деньги», – заявил президент Банка Москвы Олег Толкачев.

Но опасения есть не только у Moody»s. 7 июля ведущий западный финансист выразил озабоченность отсутствием фискальной поддержки российского рубля. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию объявила, что считает российский стабилизационный фонд недостаточным, заявил директор экономического департамента ОЭСР Эндрю Дин в докладе о российской экономике в Москве.

«По его словам, ОЭСР обеспокоена тем, что дополнительные прибыли от экспорта нефти тратятся на снижение социального налога, а не переводятся в стабилизационный фонд, – сообщило агентство «Росбизнесконсалтинг». – Для России было бы разумнее сначала расплатиться с внешним долгом и только потом начинать снижение налогов, считает Дин».

Реагируя на страхи по поводу собственной финансовой системы, российские банки срочно переводят капиталы в американские доллары. Когда российские акции, во главе с акциями ЮКОСа, заколебались, российские банки начали закупать доллары, поскольку это единственный способ извлечь выгоду из рублевой ликвидности. В нынешней московской атмосфере присутствует ощущение, что для московских банков не использовать свои рублевые вклады означает их потерять.

Долгосрочные макроэкономические перспективы России должны быть лучезарными. Страна является одним из крупнейших в мире экспортеров нефти, а ее экспорт газа на мировом рынке растет из-за резкого увеличения спроса и негибкого предложения. Это голубая мечта крупного производителя.

Но страхи, охватившие российских вкладчиков и рыночных инвесторов, свидетельствуют о том, что без здоровой финансовой системы огромные природные ресурсы не гарантируют стабильности, не говоря уж о процветании.

Кроме того, Путин сейчас находится в кошмарном положении героя древнегреческой мифологии Сизифа, который должен был толкать тяжелый камень на высокую гору лишь для того, чтобы он каждый раз скатывался к ее подножию. Чем больше он использует мощь российского государства против Ходорковского и других своих врагов, тем большей опасности он подвергает экономическое оздоровление, которое является предметом его гордости и самым крупным достижением.

Похоже, рынок является единственным внутренним врагом, которого Путин не может ни игнорировать, ни победить. Нынешние экономические потрясения в Москве подтверждают эту суровую реальность.

Washington Times   Мартин Зифф

10:46    22 июля

Переведено 22 июля 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*