30 августа 1865г. На должность Самарского губернатора назначен Борис Петрович Обухов. Действительный статский советник Борис Петрович Обухов, бывший губернский предводитель дворянства. Он был одним из авторов идеи строительства Самарско-Оренбургской железной дороги и до самой смерти являлся председателем правления ее общества. Был владельцем Струковского сада и уступил его городу.

30 августа 1880г. В 90 верстах от Самары открыт Александровский железнодорожный мост через Волгу. Построенный по проекту инженера путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского, мост поражал воображение современников. Его длина составляла 1436 м, и он долгое время считался самым большим в Европе. Ведущие иностранные технические журналы дали его подробное описание уже в 1880 году. Писатель и путешественник Е.Л.Марков писал, что мост «составляет славу русского строительного искусства, и сама Европа признает это. В целом мире сыщется мало сооружений, которые могли бы стать наряду с ним по своей грандиозности».

      Работы по строительству моста были начаты в июле 1875 года под руководством полковника А.Е.Струве, но в ноябре он отказался от них, так как одновременно строил мост на Неве. Все остальное время строительством руководил инженер Михайловский. Непосредственным производителем работ с самого начала и до их завершения (с июля 1875 по август 1880 года) был инженер В.М.Березин.

      Суровый нрав зимне-весенней Волги заставил проектировщика моста инженера профессора Н.А.Белелюбского дважды переделывать проект, поэтому и строительство первые два года шло вяло. Первый кессон (сооружение для работы в воде, своего рода камера, в которой нет воды) был опущен в Волгу 11 августа 1877 года, а уже 30 августа 1880 года в весьма торжественной обстановке мост был открыт. Министр путей сообщения Российской империи, генерал-адъютант Посьет объявил о наименовании его Александровским, о «выбитии в память сего события (открытия моста) особой медали» и перерезал широкую голубую ленту со сделанной на ней золотом надписью «Александровский мост через р. Волгу». Освятил мост епископ Серафим, присутствовали при открытии самарский губернатор Свербеев и многие другие именитые особы.

      На обеде, посвященном этому событию, П.В. Алабин называет мост «исходной точкой того железного пути, которому суждено соединить сеть русских железных дорог с Индией и Китаем, и тем к ореолу, окружающему чело императора Александра II Освободителя народов да присоединится новый луч непомеркающей славы».

      Посьет провозгласил тост за императора, а второй – за здоровье рабочих, сотворивших чудо-мост.

      Вес железной части моста составил 425 тысяч пудов, а постройка его обошлась в 4 773 487 рублей 32 копейки металлическими деньгами или 7 022 698 рублей 20 копеек кредитными билетами. Впрочем, некоторые цифровые показатели в разных публикациях того времени разные…

    30 августа 1889г. На Алексеевской площади Самары открыт памятник Александру II. Он сооружен по проекту архитектора и скульптора В.О.Шервуда. Стоимость памятника составила 74 тысячи рублей. Торжества проходили так. На мраморный пьедестал легли венки от губернского земства, купеческого собрания, дамского комитета Российского общества Красного Креста. Расквартированные в Самаре войска прошли по площади церемониальным маршем. На праздничном обеде в зале коммерческого клуба оглашены поздравительные телеграммы от князя Черногории Николая, сербского митрополита Михаила, от славянских благотворительных обществ Киева, Одессы, командиров Гурийского и Либавского полков.

30 августа 1896г. В Вознесенском соборе Самары Алексей Пешков повенчался с недавней самарской гимназистской Катей Волжиной, которой только что минуло двадцать. Венчание было полутайным, так как жених ранее был подвергнут церковному наказанию за попытку самоубийства. Обвенчавшись, вечером того же дня молодые отбыли в Нижний Новгород.

30 августа 1918г. С разрешения Комуча избран новый Совет рабочих депутатов. Он принял на своем заседании большевистскую резолюцию с требованием всеобщего вооружения рабочих, политических свобод, освобождения политзаключенных, признания декретов советского правительства.

30 августа 1919г. В Самаре вновь состоялся коммунистический субботник. В нем приняло участие более 500 членов партии, Союза молодежи, беспартийных. Они выгружали дрова с барж на реках Самарка и Волга. Среди участников субботника было и 138 дезертиров, которые пришли на разгрузку дров для губвоенкомата добровольно и даже отказались от ужина.      

30 августа 1928г. В Сызрани начал работу межсоюзный окружной съезд профсоюзов. Три дня 102 делегата съезда обсуждали вопросы о районировании профсоюзов и перспективах дальнейшей их работы, о состоянии промышленности округа. Состоялись выборы окрпрофбюро и комитета страхкассы.

30 августа 1960г. Постановлением Совмина РСФСР Куйбышевскому металлургическому заводу присвоено имя В.И. Ленина.

30 августа 2000г. Президент России В.В.Путин посетил Самарскую область. В течение двух дней он побывал на Безенчукском кукурузно-калибровочном заводе, в НИИ сельского хозяйства им. Тулайкова, в средней школе с. Кузькино Шигонского района. В г. Сызрани президент осмотрел историко-мемориальный комплекс Сызранского Кремля и городской хлебозавод. Во время пребывания в области В.В.Путин провел совещание с главами регионов Приволжского федерального округа.

                                  О чем писали самарские газеты

30 августа 1919г. В автотракторных мастерских Самары работает около 500 человек, в том числе 30 женщин. Они ремонтируют автомобили для Красной Армии и тракторы для губернского земельного отдела. Заказы выполняются успешно.

      У рабочих мастерских есть свой клуб. Силами кружков самодеятельности, состоящих из рабочих и служащих, ставятся спектакли и концерты. Зимой для рабочих организованы технические курсы.

      («Коммуна»)

*