Одна из лучших и самых загадочных французских опер — «Сказки Гофмана» — является последним творением Жака Оффенбаха. К тому же это единственная серьезная опера в длинном списке его оперетт (вернее, опер-буфф, написанных для театра «Буфф Паризьен», тогда как «Сказки Гофмана» композитор хотел поставить в более статусном театре «Опера Комик»).

Премьера «Сказок Гофмана» состоялась в 1881 году — почти через год после смерти композитора. Оркестровка партитуры была закончена Эрнестом Гиро. Тем самым Гиро, который после смерти Жоржа Бизе дописал речитативы взамен разговорных диалогов в «Кармен». Смерть композитора и последующая утрата оригинальной рукописи (как полагали музыковеды — в результате пожара в «Опера Комик» в 1887 году) породили множество вариантов исполнения оперы, две радикально отличающиеся редакции Шуденса и Кайе, и вызвали интерес множества известных режиссеров — «Сказки» дважды ставил Патрис Шеро, Джон Шлезингер и многие другие. Но теперь, кажется, спорам пришел конец — при реорганизации Парижской библиотеки нашлась та самая рукопись, которую считали сгоревшей в 1887 году.

Находка наверняка спровоцирует множество новых исследований, публикаций и постановок, и уже сейчас ясно, что французская опера обрела одну из главных своих святынь. Партию Гофмана исполняли такие знаменитые тенора, как Пласидо Доминго, Альфредо Краус и Николай Гедда, а среди исполнительниц трех сказочных возлюбленных поэта значатся имена Джоан Сазерленд, Беверли Силлс, Виктории Де Лос Анхелес, Джесси Норман и Элизабет Шварцкопф. И именно их голоса до сих пор вызывают огромный интерес к этой опере, а вовсе не фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», который, по мнению компании Би-би-си, опубликовавшей новость, спровоцировал новый виток популярности этой оперы.

www.izvestia.ru

*