Ульяновские силовики, обычно с плохо скрываемым удовольствием рассказывающие о собственных успехах, вынуждены сегодня признать – принимаемые правоохранительными органами меры по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств не адекватны сложившейся криминогенной ситуации.

“Ситуация действительно очень серьезная, — заявил корреспонденту “РК” официальный представитель областной прокуратуры. – Ежегодно увеличивается количество лиц, вовлекаемых в наркопотребление и наркобизнес. Только по официальным данным, на оперативных учетах состоит более пятнадцати тысяч человек, имеющих отношение к незаконному обороту наркотиков”.

Статистика, как известно, знает все. В данном случае цифры потрясают – число лиц, поставленных на учет в наркологическом диспансере с диагнозом “наркомания”, составляло в 2002 году 4225, в прошедшем – 4242 (в их числе 34 несовершеннолетних), а в текущем – уже почти 4,5 тысячи! Еще раз заметим – это официальные цифры, о неофициальных же показателях остается только догадываться. За последние два года 291 призывник был освобожден от призыва на военную службу в связи с заболеванием “наркомания”. Врачи утверждают, что по-прежнему высокой остается смертность лиц, ушедших из жизни в результате передозировки наркотическими веществами.

Между тем, как заявили “РК” в региональной прокуратуре, статистические показатели УВД Ульяновской области и Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСНК) о выявленных преступлениях в данной сфере за 2002-2004 годы свидетельствуют о том, что в регионе за указанный период отмечается снижение регистрации общественно опасных деяний данного вида. Если в 2001 году их было зарегистрировано 1581, в 2002 году – 818, а в прошедшем – всего 810.

По данным, предоставленным прокуратурой, в текущем году в целом по области выявлено и зарегистрировано всего 323 преступления в данной сфере, что на 110 общественно опасных деяний меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как стало известно корреспонденту “РК”, на 69 процентов(!) снизилась выявляемость преступлений, совершенных в группе. “В частности, в этом году не установлено ни одного преступления в указанной сфере, совершенного организованной преступной группой, — сообщил старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. – Но поскольку крупнооптовые перевозки, сбыт наркотиков, создание инфраструктуры наркобизнеса и выполнение иных законспирированных операций, как правило, осуществляются именно организованно, можно констатировать, что оперативные работники милиции и Управления ФСНК не проявили должной способности им противодействовать”.

В прокуратуре говорят о том, что “положительная” деятельность ФСНК и милиции зачастую сводится к формированию удовлетворительных показателей за счет незначительных преступлений. Борьба же с крупными поставщиками наркотиков носит, судя по всему, весьма эфемерный характер. “В материалах служб, призванных бороться с данным видом преступлений, фигурируют лишь мелкие торговцы, являющиеся фактически наркоманами, которые занимаются продажей незначительных партий наркотиков, приобретая на полученные проценты дозу для себя”, — утверждает Зима.

Таким образом, можно, пожалуй, сделать выводы о том, что громкие заявления высоких чинов в погонах об ударных темпах борьбы на ниве пресечения преступлений в сфере наркобизнеса, — обыкновенная профанация. Потому что борьбы попросту нет, за полгода не выявлено ни одного преступления, связанного с хищением наркотиков, склонению к их потреблению, культивированием запрещенных к возделыванию растений. Именно поэтому можно прогнозировать, что через год-другой Ульяновск превратится в большой притон, где навести порядок станет уже просто невозможно…

Михаил БЕЛЫЙ

Русский курьер № 332 2004-07-21

Русский курьер

*