Наступление на свободные земли откладывается ("Вечерняя Казань")
Работа над генпланом забуксовала
Три дня — со вторника по четверг — члены консультативно-экспертного совета обсуждали вторую редакцию концепции генплана Казани, которому надлежит быть готовым к тысячелетию города. Эта встреча разработчиков с общественностью (первый день), мэром (второй день) и сотрудниками министерства экологии (третий) состоялась после двух месяцев работы проектировщиков — «Казгражданпроекта» и НПП «Экоград» (Москва).
Покушение на Свияжский залив
Новостью первого дня стало появление карты, на которой город Казань простирается вплоть до Свияжского залива. Карта ошарашила общественность, экологи не замедлили высказаться насчет этой «придумки» проектировщиков. Так, профессор экологического факультета КГУ Нафиса Мингазова заявила, что такое решение — если оно будет принято — окажется «юридически неправильным, потому что это земли федерального значения, территория водного фонда». И добавила, что Свияжский залив является уникальным природным объектом, где ООПТ «сидит» на ООПТ (особо охраняемые природные территории). Кроме того, Свияга — традиционное место нереста рыбы. «Я десять лет работаю на этом объекте и знаю, что качество воды там очень сильно ухудшается. В результате строительства горнолыжного комплекса, прибрежной застройки прогнозируется дальнейшее ухудшение», — сказала Мингазова.
Но расширять город необходимо, а прежний генплан (созданный в 1967 году) исчерпал свои территориальные ресурсы, утверждают проектировщики. В свои расчеты они закладывают прирост населения Казани к 2020 году на 70 тысяч человек. По их словам, эта цифра родилась не с потолка, а с учетом данных статуправления. Увеличения числа казанцев ждут за счет мигрантов, а не за счет рождаемости.
Пороховой завод закроют?
Как выяснилось позднее, проект расширения города до Свияжского залива — лишь один из многих вариантов, причем, как признались разработчики, это их собственное предложение, а не послушное воплощение воли мэра. Есть и другие проекты. Так, предлагается разместить новое жилье (тут учитывается и необходимость увеличивать жилплощадь с нынешних 19,5 кв. метра на человека до 25 кв. метров) в пределах города. Для этого подходит территория порохового завода, которая составляет 10 тысяч гектаров.
— На заводе до 1990 года работало 6,5 тысячи человек, сейчас — 175. С нашей точки зрения это означает, что завод стоит. Но его территория достаточно выгодная для освоения: тут и берег Волги, и транспортные артерии, и водозабор, — обосновывал точку зрения проектировщиков Геннадий Петров, главный архитектор проектов НПП «Экоград».
(На пороховом заводе корреспонденту «ВК» сообщили, что штат предприятия в десятки раз превышает названную представителем «Экограда» цифру. — А. М.)
Еще один вариант — вынести новое жилье за пределы городской черты: «захватывать» земли за Приволжским районом, территорию Столбищ, либо двигаться на северо-восток, за Дербышки. Однако узнать, какой же из вариантов развития Казани будет в итоге одобрен мэром, так и не удалось. По воле Камиля Исхакова заседание совета в среду завершилось быстро. Мэр, раскритиковав разработчиков, покинул зал заседаний.
«Сорвался» Камиль Шамильевич уже на третьем докладе. Разработчик генплана москвич Борис Черепанов начал неспешный (это в жару-то!) рассказ о комплексной транспортной схеме развития города. «А почему на карте нет понтонного моста?» — прервал мэр докладчика. Черепанов ответил, что понтонного моста скоро вроде как не будет совсем, да и общественный транспорт (а речь шла о нем) по нему не ходит… Но мэр оказался непреклонен: «Чем занимается институт «Казгражданпроект»? Малого транспортного кольца на карте нет, появляется какое-то другое. Отказываюсь так слушать дальше». В зале нависла тишина. Мэр вышел. За ним стали расходиться остальные участники обсуждения, в президиуме остались лишь «пристыженные» разработчики генплана.
Корреспондент «ВК» обратилась за комментарием к одному из них — директору московского экологического центра Сергею Васильеву, отвечающему за экологическую составляющую генплана. Оказалось, уход мэра с заседания не был для Васильева неожиданным. По его словам, работу проектировщиков сегодня сдерживает нерешенность принципиальных вопросов — с границами города, с тем, в каком направлении будет развиваться Казань, будет ли принят вариант вывода за пределы города порохового завода. А эти вопросы должен решать заказчик. «В промежутке между обсуждениями — а он был достаточно большим — мэра могли бы подготовить к заседанию. Видимо, не сделали этого. А может, и подготовили. Я не хочу это обсуждать. Что касается оценки воздействия предлагаемых проектом генплана решений на окружающую среду, то мы встретимся в октябре, чтобы обсудить экологические проблемы», — сказал Васильев. Он предположил, что территорию порохового завода власти тронуть все-таки не решатся и она превратится в «некий резерв».
Алсу МУСИНА
*