Умный и ненавязчивый помощник. Ведутся работы по созданию системы, снижающей скорость, иногда и против воли водителя.
Кто должен принимать решения в кабине — человек или электроника? Компания Bosch создала прототип электронного ассистента, который должен включаться только в случае, если он действительно нужен водителю.
Этот помощник в случае необходимости должен отключать другие системы, ассистирующие водителю, например, усилитель руля или ESP
(«электронную стабилизирующую программу»). ESP — это компьютерная система, которая предотвращает соскальзывание машины в занос. А если уж это произошло, то ESP попытается помочь, выборочно подтормаживая те колёса, которые «виноваты» в заносе, или, снижая обороты двигателя. Микропроцессоры на борту машины делают это всё в мгновение ока, учитывая угол поворота руля и силу давления ноги на педаль газа, а так же анализируя данные, стекающиеся с датчиков. Одним из создателей ESP была компания Bosch.
Из расчета на обычного водителя
На массовых машинах ESP работает постоянно в расчёте на людей, не имеющих специальной подготовки. Водителям спортивного типа это мешает. Они иногда более умело справляются с опасной ситуацией. Но, как выяснили недавно учёные из штата Айова, ESP позволяет сократить примерно на треть число проблем, связанных с потерей водителем контроля над машиной. В Германии ESP оснащается сейчас половина новых машин. В мире за десть лет электронными стабилизирующими программами оснащено 10 миллионов автомобилей.
Новый ассистент делает машину более безопасной
Новый электронный ассистент фирмы Bosch (а это всего лишь дополнительная компьютерная программа), «проанализировав» стиль вождения и «поняв», как человек за рулем управляет машиной, включит ESP только в том случае, если почувствует, что водитель не может сам справиться с заносом. Например, если занос начался, а водитель пытается ему противодействовать, но по какой-то причине делает это слишком поздно, или слишком вяло, или слишком долго. Включается в дело этот помощник и в том случае, если водитель не может справиться с торможением на скользкой дороге. Здесь он как бы подкручивает руль в нужную сторону и влияет на антиблокировочную систему ABS. В общем, этот новый ассистент делает машину более безопасной.
Чем больше парк старых машин, тем выше смертность на дорогах
И делает более понятным казалось бы парадоксальный факт: за последние 50 лет число машин на дорогах Европы неумолимо растёт ( в Германии, например, сейчас на 80 млн. жителей 50 млн. легковых машин), но число погибших в автокатастрофах постоянно сокращается. Статистика ЕС очень любопытна: больше всего погибших в тех странах ЕС, где больше парк старых машин, не компьютеризированных и не оснащённых ассистентами. Опираясь на современную технику, ЕС ставит перед собой задачу до 2010 года в два раза снизить смертность на дорогах.
Снижать скорость против воли водителя
Системой ESP оснащены почти 60% легковых машин, но только 2% грузовиков. Сейчас и для грузовиков разрабатываются устройства, регулирующие дистанцию между машинами на дорогах, системы помогающие при маневрировании, но всё это в какой-то степени удорожает расходы перевозчиков, а потому, с трудом внедряется в практику. Тем не менее, в Великобритании и Швеции уже ведутся работы по созданию системы ISA Intelligent Speed Adaption, которая была бы способна извне (с некоего центрального пульта, или компьютера) управлять скоростью машин, точнее снижать скорость машин на отдельных участках дороги, в том числе и против воли водителя.
Пока идут испытания систем, предупреждающих водителя о необходимости снизить скорость. Есть вариант, в котором специальная техника в нужном месте или в нужный момент извне создаёт дополнительно сопротивление педали газа. Но о каком-либо практическом использовании всех этих методов контроля водителя пока говорить ещё рано, поскольку никто не знает, как, например, будет решена проблема юридической ответственности водителя, находящего за рулём машины, подчиняющейся принудительному управлению извне.
Виктор Агаев
17.07.2004
*