"Наша Родина родная". Размышления и политический комментарий нашего обозревателя Э.Неканта после прочтения статьи "Здесь витает страх".
На сайте www.inopressa.ru прочел дайджест статьи московского корреспондента немецкого журнала «Фокус» Бориса Райтшустера «Здесь витает страх». Прочел, и решил сегодняшний еженедельный комментарий проиллюстрировать выдержками из этой статьи.
Действительно, что происходит со всеми нами? Почему страх и жестокость до сих пор держат власть над большинством из нас? Почему мы не можем расстаться со своими страхами, почему нас запугивают? В Москве на прошлой неделе убили главного редактора российского издания американского экономического журнала «Форбс» Пола Хлебникова — одного из лучших московских журналистов.
Борис Райшустер пишет в своем комментарии: «После Колумбии Россия является самой опасной в мире для журналистов страной, свидетельствует международный Институт прессы. Но до сих пор иностранцев в России не «заказывали», а потому после смерти Хлебникова у иностранных корреспондентов здесь возник страх».
Страх, появившийся у западных журналистов, несомненно, оправдан. И страх не только физический. Не станем нагнетать ситуацию, но события последней недели, когда на независимом (или считающимся независимым?) телеканале НТВ убрали юмористическую программу с Хрюном и Степаном, закрыли (под совершенно надуманным предлогом) программу «Свобода слова с Савиком Шустером» – знаковые события. Со знаком «минус». Телевидение, которое еще несколько лет назад было независимым, становится в последнее время зависимым от власти. Все происходит тонко. Но зрителя не проведешь. Выпуски новостей на телеканалах ОРТ и РТР похожи по содержанию как близнецы-братья. Особенно – в начале, когда в эфире идет картинка из Кремля.
Снова вернусь к статье Бориса Райшустера: «Через несколько дней после убийства Хлебникова президент заявил в присутствии 130 послов России в зарубежных странах, что представления о России за границей иногда весьма далеки от реальности. После этого он расширил полномочия ФСБ. По мнению Путина, причиной плохого имиджа России нередко оказываются спланированные кампании по дискредитации страны. Бывший советник Ельцина Георгий Сатаров заметил на это с горечью, что Кремль, вместо того, чтобы бороться со СМИ, лучше бы занялся настоящими проблемами в государстве».
Вспомним «дело Пасько», о котором так много сообщали в первую очередь, журналисты западных СМИ, телеканала ТВ-6 (возглавляемого Киселевым) и телекомпании НТВ. Реакция власти была далеко не радостной. Чувствовалось, что заступничество за Пасько очень не нравится кое-кому из власть предержащих. А ведь Григорий Пасько по решению международных правозащитных организаций получил статус «узника совести». И это – в нашей стране, которую усиленно провозглашают свободным государством. Но слово «свобода» лучше все же закавычить. Так будет вернее.
И снова цитата. «В общем, теперь, когда я вечерами выхожу с работы и неожиданно кто-то появляется из-за угла, я вздрагиваю. В такие моменты я вспоминаю одно из писем, опубликованных на форуме в Интернете: «Вывел бы в уборную и расстрелял бы гниду из нагана «, — пишет человек, имея в виду меня, — признается московский корреспондент немецкого еженедельника «Фокус» Борис Райтшустер.
А как быть журналистам в провинции? И Самара не исключение. Несколько лет назад неизвестные покушались на Сергея Лейбграда, город Тольятти держит печальную пальму первенства по количеству погибших журналистов. Да и не только журналистов – на прошлой неделе в Тольятти погиб главный архитектор города Валерий Лопатин. А у нас ведь мирное время, и казалось бы, демократического общество. Да, демократическое общество – красивая фраза. Но что-то не очень верится в демократию. Было среди жителей ГДР в начале 90-х одно популярное выражение: «демократия в ежовых рукавицах». Похоже, мы тоже близки к этому явлению.
В Самаре создана организация по противодействию беспределу со стороны сотрудников милиции. (Подробности по ссылке https://news.samaratoday.ru/news/26724)
Начинание очень благородное. Прочтите внимательно текст обращения представителей этой организации, и вы поймете ее необходимость. В США после вьетнамской войны создавались специальные реабилитационные центры для психологической реабилитации и психиатрического лечения солдат, побывавших на той войне.
А что у нас? Безусловно, подобные центры тоже работают. Но их не так много. И глупо утверждать, что война действует на психику как сладкая коврижка. Господин Измайлов, военный обозреватель «Новой газеты» в одном из своих материалов писал, что наши солдаты напитались агрессией в Чечне. У любого, побывавшего на войне, меняется мировосприятие, меняется психика. Это подтвердит любой врач.
Мне приходилось слушать по Би Би Си рассказы чеченцев, пострадавших во время зачисток Грозного. В этих рассказах – горечь и боль, без которой не обходится ни одна война. Помню глаза пятилетнего сербского мальчика из Косово. Он играл куклой, у которой была оторвана рука и спрашивал, почему люди, говорящие на одном языке, убивают друг друга.
А еще Самара все ближе и ближе приближается втягивается в губернаторские выборы. Избирательная кампания стартовала. Константин Титов дал согласие участвовать в выборах. Вслед за ним с подобным заявлением выступила Наталья Боброва и Виктор Тархов. Боброва намерена даже продать свою квартиру, чтобы профинансировать собственную избирательную кампанию. Но политика – верхушка айсберга. Многовековая история не дарит иллюзий: люди, стремящиеся в политику, жаждут власти. Власть – это инструмент воздействия. И уж простите за прописную истину, но от власти, которую мы выбираем, в сущности, зависит наша жизнь.
Когда на выборах в Государственную Думу большинство голосов получили представители Единороссов и блока Родина, многие ликовали. Ну, о Единой России особый разговор. Иногда, смотря по телевизору репортаж с заседаний областной организации Единороссов, начинаешь ностальгировать по временам брежневского «застоя».
Смотришь в телеэкран: ба, знакомые все лица! Такое ощущение, что партпринадлежность к Единой России стала для многих руководителей предприятий, для чиновников, для известных людей чем-то культовым, грех сказать – почти тусовочным. И очень показательно – часто ловишь себя на мысли, что те, кто сегодня сидит в первых рядах на собраниях Единороссов, в свое время также восседали в президиумах разных цековских сходок. Если сегодня объединить вместе всех поддерживающих Явлинского, Немцова, Чубайса и прочих известных действительно приверженностью к демократическим традициям политиков, то вряд ли их число превысит количество Единороссов. Но говорит же мудрость: «не числом – так уменьем!»
Нынешняя Государственная Дума, как сообщают интернет-издания, намерена осенью рассмотреть поправку к законопроекту о военной службе. Касательно отсрочек в армии. Парламентариям показалось, что отсрочек слишком много. Так много, как ни в одной другой стране мира. Вот и предлагается сократить число поводов для отсрочек с двадцати до пяти. В четыре раза. Кто знаете: возможно, это и впрямь повысит число призывников в нашей армии. Ведь сегодня в армию попадает только один призывник из десяти. В будущем, видимо, цифра увеличится. Сейчас в Думе почти нет депутатов от «Яблока» и «Союза правых сил», которые еще полтора года назад активно продвигали Закон об альтернативной службе в армии. Впрочем, – мы сами избрали себе ту Думу, какую хотели.
Но отчего то мне вспомнилась притча про одного из жителей оккупированной гитлеровцами Польши. Человек, оказавшийся в застенках гестапо, сказал своему соседу по камере: «Когда пришли за соседом, который поддерживал коммунистов и не любил нацистов, я молчал и не вмешивался. Чуть позже явились за соседом-евреем, но я не стал поднимать крик – «что же вы делаете!» И когда арестовывали румынку, я вновь смалодушничал заступиться за человека. Потом пришли за мной, и тогда я понял, что меня уже некому защищать».
Эммануил Некант
*