Скоростная магистраль в Германии это не только транспортная артерия, но и обещание трансцендентного блаженства и безграничной свободы для тех, кто способен все это видеть и слышать за бетонным полотном и ревом моторов.

«Бескрайняя долина перед нами — солнце искрится за виражами.» Одно из самых лиричных признаний в любви к скоростным автомагистралям удалось в 1974 году пионеру электронной поп-музыки — западногерманской группе «Крафтверк». Несколько недель после окончания нефтяного кризиса и отмены запрета на воскресную езду на автомобиле, «Крафтверк» записал на винил свой знаменитый 23-минутный музыкальный монолог. «Автобан» излучает трансцендентное блаженство многообещающего старта в неизвестное и безграничной свободы.

Амбивалентная красота

Фотографии Ханс-Христиана Шинка также описывают обновление, автобан и некогда данное обещание. Почти десять лет эрфуртский фотограф снимал гигантские проекты дорожного строительства в новых землях Восточной Германии после 1990 года. Его фотоальбом под простым и одновременно строгим названием «Автодорожные проекты» показывает те места в Германии, которые политики обещали превратить в «цветущие ландшафты». Вместо васильков вдоль обочины фотограф обнаружил здесь безрадостные пустоши под свинцовым небом.

Съезд с автомагистрали, гигантские бетонные опоры моста, гладкий асфальт, теряющийся в тормозном кармане. «В моей работе меня особенно захватывают вещи, которые противоречат друг другу. Предметы, которые обычно нельзя назвать красивыми, но которые на фотографиях передают красоту», — говорит Шинк. Тема его проекта: переворот и переходный период на востоке Германии после ее объединения.

Монументальная пустота

Здесь, между невозделанными пустырями и сельскохозяйственными угодьями и находит Шинк визуальную метафору для транзитного состояния. Почти видимая тишина обволакивает конструкции, одинокие в своей монументальности, без людей, дорожных катков и машин. Тотальная пустота за миг до её наполнения людской суетой и ревом машины.

Ещё один образчик презренной ландшафтной фотографии? Не совсем. Через объектив своего крупноформатного фотоаппарата выпускник Лейпцигского института графики и книжного искусства видит больше, нежели просто городские окраины. Его простые фотографии провоцируют незамедлительную реакцию наблюдателя. Ностальгия по утраченному и счастье обретенной мобильности — это не единственная дилемма, к которой обращается проект.

Миф длиной 11.000 километров

Воссоединившуюся Германию пронизывают уже свыше 11.000 километров скоростных автомагистралей. И по-прежнему восторгается мир возможностью безграничного ускорения на автобанах и их безупречным бетонным полотном. И по-прежнему, как в 1909 году при сдаче проекта первого во всем мире отрезка автострады в Берлине, манит к себе перспектива многообещающего старта в неизвестное и безграничной свободы. Ощущение это нисходит самое позднее тогда, когда после плавного поворота ключа нога резко давит на газ, и автомобиль начинает рывок к горизонту. Никто не сказал об этом ощущении лучше чем «Крафтверк». Никто не увидел его лучше чем Шинк.

Фотоальбом Ханса-Кристиана Шинка «Автодорожные проекты»: Hans-Christian Schink, Verkehrsprojekte, Hatje Cantz Verlag, ISBN 3-7757-1425-1

Автор: Маркус Бёш

15.07.2004

www.dw-world.de/russian

*