Вообще-то эта дорога считается непроходимой даже для вездеходов, но я рискнул. И тут же поплатился: раскисшая глина проселка засосала автомобиль по самое днище. Цепи на колесах и домкрат с лопатой уже не помощники. И вот, размышляя о коварстве российских просторов в трехстах километрах от Москвы, наблюдаю картину: колонна молодых людей на велосипедах чешет по грязи в лес.

Велосипеды дорогие, да и экипировка специфическая… «Пособить?» — «Богом молю! — кричу. — А вы-то куда?» — «На северо-запад!»

Вот так. У них нет определенной точки прибытия. У них – направление. Я таких встречаю с каждым годом все чаще. Причем в самых неожиданных местах…

Вообще-то велосипедными путешествиями многие увлекались еще в советские времена. Но по-настоящему этот спорт стал популярным, когда на нашем рынке стали продаваться маунтин-байки, такие специальные велосипеды, позволяющие съехать с асфальта и пробираться по любым дорогам. Вместе с ними пришло и новое понятие – байкеры (не путать с мотобайкерами: это, как говорится, разные тусовки).

Считается, что маунтин- байк зародился в 70-х в Калифорнии, где отдельным горячим головам нравилось соревноваться в езде по наклонным дорогам. Постепенно велосипеды стали оснащать более толстыми покрышками, укреплять рамы и т.п., затем увлечение начало приобретать массовый характер, и дело стало привлекательным для финансовых вложений. В России же первые байкеры были замечены где-то в 1992-1993 году. И их число стало стремительно расти. Так, в Москве, судя по количеству продаваемых дорогих велосипедов, их уже давно тысячи.

Сейчас действует масса неформальных объединений байкеров, включая стихийно организующиеся в наиболее популярных местах катания команды (например, в Москве — «Смотровая-тим», «Строгино-тим»). Набираются команды и из наиболее «продвинутых» велосипедистов, часто занимавших на своих соревнованиях призовые места. А соревнования проводятся регулярно. В летний сезон – почти каждую неделю. Большинство байкеров имеет специализацию, то есть они участвуют в каких-то определенных дисциплинах (только в байкер-кроссе или, допустим, только в кросскантри). Но есть и универсальные спортсмены, выступающие почти в любом виде. Каждая из дисциплин – со своей спецификой. Например, байкер-кросс – это борьба за лидерство вчетвером на довольно короткой трассе со сравнительно небольшим уклоном, изобилующей различными трамплинами, гребенками, контруклонами и другими всевозможными препятствиями. Естественно, от байкера, помимо выносливости и умения резко ускоряться, требуются недюжинные навыки в умении грамотно преодолевать все эти препятствия в условиях жесткой и даже агрессивной (часто контактной) борьбы. Одна из лучших в России трасс байкер-кросса европейского уровня находится в Орехово.

Другая популярная дисциплина – даунхил — представляет собой скоростной спуск с горы, часто по горнолыжным трассам или по соседству с ними. Разумеется, в черте Москвы настоящий даунхил провести невозможно, так как нет приличных возвышенностей. Потому соревнования по даунхилу проводятся в горах. Например, совсем недавно в Домбае (Карачаево-Черкесия) прошел чемпионат России, который провела комиссия экстремального велосипедного спорта. Протяженность извилистого спуска переменной крутизны, проложенной частично по горным тропкам, частично прямо по лесу, составляет примерно 4 километра. В даунхиле развиваются огромные скорости. Слабонервным и неподготовленным участвовать, а может быть, и смотреть, не стоит…

Все официальные соревнования проводятся согласно международным правилам UCI (Union Cycliste Internationale), утвержденным ФВСР (Федерация велосипедного спорта России). Однако UCI никогда не проводила соревнования по одной из самых зрелищных и экстремальных дисциплин – фрирайду. Что это такое, я попросил рассказать главного судью КЭВС и заместителя главного редактора журнала Mountain Biker Александра Куркина.

— Для проведения в прошлом году фрирайда правила мне пришлось разрабатывать и адаптировать к российским реалиям самостоятельно, — говорит Александр. — Опирался, конечно, на зарубежные фрирайдные правила, а также на правила сноубордического фрирайда. Фрирайд, безусловно, настоящий байкерский экстрим. Особенно этап по прыжкам с обрывов, на котором некоторые пролетали вниз до 13 метров. Только представьте себе: сигануть на велосипеде с высоты четырехэтажного дома!!! Тяжелы и опасны соревнования по нортшору (езда по деревянным конструкциям, подвешенным высоко над землей, и также — с серьезными прыжками). Есть у нас совершенно ирреальный проект по спуску на байке в пещеру и другие. Ну а на съемках байкерского видео, скажу я вам, творится абсолютный беспредел! В хорошем смысле, конечно…

Борис ГОЛКИН

Цена вопроса

Байк для начинающего может стоить от 800 американских долларов, профессиональный – до 5000. Цены на подходящие байки для даунхила начинаются примерно от 2000 долларов. Необходимая экипировка для кросс-кантри (обязательно легкий шлем, перчатки, обтягивающая одежда) обойдется долларов от 150, а для даунхила (защита тела, локтей, колен, голеней, шлем-фуллфейс, перчатки и пр.) – где-то от 400.

Так что хорошенько подумайте, какому виду отдыха вы отдадите предпочтение: рисковать в горах на велосипеде или купить «Жигули» и с комфортом ездить на дачу…

17 июля, 2004 ГОДА

"Трибуна"

*