Синдром татарского минобраза ("РК")
В Казани разгорелся скандал, связанный с деятельностью министерства образования Татарстана. В руки к журналистам попала добротно оформленная брошюра, отпечатанная на мелованной бумаге: «Стандарты физической подготовленности школьников в зависимости от параметров физического развития».
Несмотря на загадочное название, суть методички сводится к одному: как развитие школьника зависит от его национальности? Специалисты из министерства не поленились — для русских и татарских детей разработали отдельные физические стандарты. Сейчас брошюру в срочном порядке изымают из школ республики.
То, что дети разных национальностей различаются по параметрам своего развития – ни для кого не секрет. Об этом вам скажут на любой кафедре гигиены детей и подростков. Исследованиями на эту тему занимались педиатры и антропологи в разные времена. Конечно, некоторые исследователи, типа доктора Геббельса с коллегами, добились особых успехов. Вся национальная политика Третьего Рейха строилась на выявлении расово-полноценных и неполноценных индивидов, однако весь ход мировой истории подтвердил пагубность подобных затей. Но вот, в 2004 году министерство образования Татарстана вновь решило поднять тему. Из брошюры следует: по оценке показателей физического развития школьников 16 лет русские девочки на 1,54 см выше и 1,8 кг тяжелее, чем татарки, а русские мальчики выше своих татарских одноклассников на 0,3 см, но на 0,5 кг легче. Зачем это нужно татарскому минобразу?
Как заявил министр образования РТ Фарис Харисов в интервью местной телепрограмме «Город»: «Исследование по данной теме идет не только в Татарстане, но в целом мире. На основании полученных данных выясняется, насколько меняется разница в физическом развитии детей разных национальностей. Такие исследования проводились у нас в 60-е и 80-е годы. Эту работу проводит Казанский медицинский университет. Мы только приняли их предложения в 2003 году». Что ж, если приняли, значит, была нужда. Но цель по-прежнему осталась неизвестной…
Нужно сказать, что г-н Харисов немного лукавит. Делить детей на русских и татар в его ведомстве любили и раньше. Например, два года назад на одном из брифингов замначальника казанского городского управления образования Марат Лотфуллин сообщил, что «детей-татар в городе 55758, детей-русских — 67651, детей от смешанных русско-татарских браков – 7560». Считать детей по национальности — задача, требующая любви и самоотречения. Однако на этом деятельность минобраза РТ не заканчивается.
С некоторых пор в республике семимильными шагами пошла компьютеризация школ. Господин Харисов неоднократно подчеркивал: «Мы опережаем российские регионы по этому показателю почти в два раза. Причем ориентируемся на сельские школы». Именно для них минобраз закупил программное обеспечение — учебники на мультимедийных дисках. А чтобы компьютеры по-татарски «говорили без запинок», они все подряд оснащались драйверами татарской клавиатуры. На латинице… Вообще-то сейчас проблема латиницы уже потеряла актуальность, но кругом в Казани все еще висят названия улиц типа «Puskin», «Cexov», «Cernisevskiy» (Пушкина, Чехова, Чернышевского).
В 1998 году по инициативе того же г-на Харисова в казанских спецшколах сократили преподавание иностранного, так как было решено уделять больше внимания одному из двух государственных языков Татарстана – татарскому. В результате ему было отведено для изучения 6 часов в неделю, а русскому только 4. Английский, французский, немецкий и другие иностранные языки также получили по 4 часа…
Но так бывает, что вроде старается человек, все делает для возрождения родной культуры, а им все равно недовольны. Только что на заседании постоянной комиссия Госсовета Татарстана по науке, образованию, культуре и национальным вопросам депутаты упрекнули министра образования Харисова в недостаточном внимании к проблеме. В оправдание целый час министр Харисов читал доклад на татарском языке. Выяснилось, что за последние десять лет национальное образование поднялось на новую ступень: созданы условия для дошкольного (!), начального, основного и среднего общего образования на татарском. Министр подчеркнул, что в соответствии с законом РТ «Об образовании», для всех типов школ независимо от языка обучения в 2003 году введены образовательные компоненты «татарский язык» и «татарская литература».
Только депутатов это не обрадовало. Оказалось, что в соответствии с распоряжением министерства образования России в некоторых школах республики «самовольно» сократили учебное время за счет уроков татарского языка. И министру Харисову со всей прямотой заявили, что несмотря на его усилия, за десять лет с момента принятия «Закона РТ о языках…», количество русскоязычных граждан, владеющих татарским, существенно не увеличилось. В ответ министр пообещал начать работу с родителями, чтобы они отдавали детей в татарские школы. И вот тут, как назло, еще этот скандал с нормативами физического развития…
Жаль министра. Он ведь все это не со зла: просто начинал свою трудовую деятельность Фарис Фахразович Харисов учителем физкультуры Асавдыбашской восьмилетней школы в Янаульском районе Башкирии. Было это в далеком 1973 году. Потом он поступил в пединститут, выучился на историка, преподавал… И, видимо, все это как-то смешалось в его представлениях о полноценном образовании. Уже будучи министром образования Республики Татарстан, Харисов пытался развить в детях и преподавателях страсть к физической культуре. Одно время даже начал внедрять в школах и детсадах республики систему закаливания несгибаемого старца Иванова, личным примером доказывал, что в здоровом теле – здоровый дух. И еще Фарису Фахразовичу казалось, что будет лучше, если дух этот начнет разговаривать по-татарски.
Вообще тяжело с ними, с духами… Некоторые в таких случаях рекомендуют сходить к психиатру, а другие считают, что и так пройдет.
Алексей ДЕМИН
«Русский курьер»
№ 329 2004-07-16
*