За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более, чем в четыре раза с $4.8 млрд. в 1960 году до $20 млрд. в 2000 году. Мировым лидером в области потребления стали США.

В США и Канаде проживает 5.2% населения планеты, но на эти страны приходится примерно 31.5% мировых потребительских затрат. Ненамного отстала от лидера и Западная Европа, где проживает 6.4% населения Земли, которые потребляют 28.7% мировых продуктов. Австралия и Новая Зеландия также относятся к регионам планеты, где доля населения (0.4%) ниже, чем доля потребляемых ими продуктов в мировом раскладе. На страны Восточной Европы и Бывшего СССР приходится 7.9% мирового населения и 3.3% потребительских расходов. К наиболее бедным регионам относятся Южная Азия (население — 22.4%, доля потребляемых продуктов — 2%) и Африка южнее Сахары (население — 10.9%, доля потребляемых продуктов — 1.2%).

За десятилетие номинальные расходы американцев возросли почти вдвое: $3.831 млрд. в 1991 году и $6.987 млрд. в 2001 году. Однако рост расходов в ценах 1996 года был несколько более скромным: $4.474 млрд. в 1990 году и $6.377 млрд. в 2001 году. Среднестатистическое американское домохозяйство (семья или одинокие холостяки) в 2001 году истратили $39 518, что на 3.9% больше, чем в 2000 году. Средний доход американской семьи до вычета налогов составлял $47 507. Если из этой суммы вычесть налоги, которые по данным Налоговой Службы СШАInternal Revenue Service составляли в среднем $9 401 с каждого домохозяйства, то можно заметить, что оставшаяся сумма $38 106 заметно ниже того, что американец тратит на личные нужды. Американская семья ежегодно тратит на $1 412 больше, чем официально зарабатывает.

Наибольшая доля этих средств — третья часть или $13,011 ушла на оплату жилья и на выплаты по кредитам, а также на коммунальные расходы. Значительно меньше было потрачено на продукты питания — $5 321, из них $3 086 на домашние обеды и $2 235 на обеды вне дома (в кафе, ресторане и пр.). В сравнении с предыдущим годом американцы оставили в ресторанах на 4.6% денег больше, а в продовольственных магазинах лишь на 2.2% больше.

На транспортные расходы семья, в среднем, тратила $7 633, из них приблизительно половина средств уходила на покупку автомобилей. В 2001 году в целом американские семьи истратили на покупку автомобилей $166.4 млрд. Сопутствующие затраты автолюбителей заметно превосходили средства, идущие на покупку машин: ремонт, уход за машиной, парковка и другое обошлись американцам в $181.6 млрд., бензин и масло стоили $162.1 млрд. В сравнении с этими цифрами затраты на другие виды транспорта выглядят не столь впечатляющими. Американцы мало тратят на городской транспорт ($9,5 млрд.) и на такси ($3,7 млрд. в год). На железнодорожные билеты американцы тратят лишь $0.9 млрд., а междугородние переезды автобусом — $1,5 млрд. Террористические атаки 2001 года негативно сказались на доверии американцев к авиатранспорту. Для сравнения, в 1990 году американцы истратили на воздушные полеты $22.7 млрд., а спустя десять лет, в 2000 году — $36.7 млрд. Однако в следующем 2001 году эта сумма снизилась до $32.4 млрд., в еще через год составила лишь $30.5 млрд.

Несмотря на значительные успехи антитабачной пропаганды в США, расходы на табачные изделия забирают из бюджета средней американской семьи $308 ежегодно (или в целом по стране $76.3 млрд.). Эта сумма более чем в два раза превышает ежегодные расходы семьи на покупку печатной продукции (книг, газет, журналов) — $141.

Общая структура расходов американцев в 2001 году выглядела следующим образом: расходы на жилье составляли 32.92% от всех доходов семей, расходы на транспорт — 19.31%, затраты на продукты питания — 13.46%. Страхование жизни и пенсионное страхование забирали 9.45% семейного бюджета, на медицинские расходы уходило 5.52%, на развлечения — 4.94%, на покупку одежды и различные видов услуг — 4.41%.

Большинство экономистов ныне считают, что рост потребления связан не только с увеличением числа населения и инфляцией, а прежде всего с ростом благосостояния населения, базирующегося на научно-техническом прогрессе. Так, современный промышленный рабочий за неделю производит объем продукции, на производство которого у его коллеги, жившего в 18 веке, ушло бы четыре года. А если сравнивать производительность труда в США сегодня и пятьдесят лет назад, то окажется, что за 12 рабочих часов 2000 года американец производит столько же товара сколько за 40 рабочих часов в 1950 году.

16 Июля 2004

Washington ProFile

Washington ProFile

*