Новый гражданский региональный авиалайнер впервые продемонстрирует компания «Сухой» на престижном международном авиасалоне Фарнборо, который на следующей неделе открывается в Великобритании. «Сухой» планирует затем продвигать этот пассажирский самолет на международный рынок.

Лондонский авиасалон Фарнборо вместе с салоном во французском Ле-Бурже являются самыми известными европейскими выставками достижений авиационной промышленности.

Компания «Сухой» традиционно демонстрировала там свои боевые самолеты, однако в последние годы уделяла внимание и гражданской авиации.

Как говорит генеральный директор «Сухого» Михаил Погосян, в этот раз центром экспозиции станет как раз новый региональный пассажирский авиалайнер, который «Сухой» создает вместе с ведущими российскими и западными компаниями.

«Собственно, эта активность компании на рынке гражданской авиационной техники с продолжающейся активностью на рынке военной техники является таким новым элементом в нашей стратегии, которая будет активно продемонстрирована на выставке в Фарнборо», — сказал Погосян.

Перспективы

Собственно, это будет не весь самолет, а лишь небольшой макет салона — два ряда кресел бизнес-класса и три ряда эконом-класса.

Михаил Погосян считает, что уровень комфорта позволит этому самолету оказаться впоследствии во флоте иностранных авиакомпаний.

Хотя, по его словам, первыми аэробус получат все же российские перевозчики — и только потом западные.

Впрочем, Европа, как отмечает Погосян, пока не является приоритетным рынком для самолетов «Су».

«Поставки авиационной техники — это, безусловно, элемент политики. И безусловно, сегодня страны НАТО ориентированы на авиационную технику европейского и американского производства. И в этом плане те позиции, которые мы занимали в странах Восточной Европы, в силу объективных причин на сегодняшний день не так активно развиваются, как развивались во времена Советского Союза, во времена существования Варшавского договора», — говорит генеральный директор «Сухого».

И боевые самолеты «Су» пока улетают в страны Азии и Латинской Америки — в этом году «Сухой» планирует продать за рубеж сорок машин.

Смена ориентации

Впрочем, как полагает главный редактор интернет-журнала «АвиаПорт.Ру» Олег Пантелеев, России необходимо сконцентрировать свои усилия именно на создании гражданских самолетов.

«Ни одна, даже самая мощная корпорация, не сможет существовать, ориентируясь исключительно на военную продукцию. Если завтра спрос на боевые самолеты сократится, это не означает, что наши компании должны навсегда уйти с рынка. Поэтому сейчас наши авиастроители создают задел, чтобы занять еще одну нишу», — утверждает Олег Пантелеев.

Но пока «Сухой» больше известен своими военными самолетами — и авиасалон «Фарнборо» станет возможноcтью посмотреть, какие уроки мировые авиапромышленники извлекли из войны в Ираке, где техника была испытана в реальных боевых условиях.

Впрочем, гендиректор компании «Сухой» на тему уроков иракской войны говорить не хочет.

«Я не стану конкретнее рассуждать на эту тему. Я думаю, что это такой элемент внутренней процедуры, который существует в любой компании», — считает он.

И даже когда я настаиваю, Михаил Погосян ограничивается общей фразой.

«Война в Ираке, в общем, еще раз подтвердила, что роль авиационной техники в таких локальных конфликтах, является превалирующей. И в этом плане мы ориентируемся на то, что роль авиации будет возрастать», — говорит он.

Впрочем, есть ли за этим какие-то секреты или же их просто нет — мы узнаем скоро, на авиасалоне Фарнборо. Он открывается в ближайший понедельник под Лондоном.

Кирилл Сухоцкий

Би-би-си, Москва

14 июля 2004 г., 14:12 GMT 18:12 MCK

Би-би-си

*