Процесс чистки российских банков, сразу же выразившийся в кризисных формах, имеет три цели. Первый — запустить, наконец, в Россию иностранные кредитные учреждения, хотя бы в форме «дочек», но со 100%-ным иностранным капиталом. Это приведет к скупке иностранным капиталом промышленных предприятий России. Нынешнему слою владельцев финансово-промышленных активов такая смена ни к чему, она грозит их положению в российской иерархии.

Также обстоят дела и со страховым бизнесом. Российские банки видят в действиях ЦБ диверсию против себя и винят в такой позиции слабое руководство ЦБ — г-на Игнатьева, а также обвиняют в лоббизме его первого зама Андрея Козлова. Со своей стороны российская банковскаЯ система, раздробленная на 34 банковских ассоциации, делает невнятные попытки повлиять на смену руководства ЦБ.

Вторая причина недружественного воздействия на российские банки — это исторически сложившаяся криминальная биография многих банков. Редко на какой банк и на какого владельца российского банка не заводили уголовное дело по трем самым популярным статьям УК. Это и отмыв денег, игры с возвратом НДС, это увод активов руководством банка на свои карманные фирмы…В свое время прокуратура закрывала такие дела, которые вели, скажем, следователи ФСБ. Но сейчас самое время к ним возвратиться.

И третья причина — банки на самом дле не банки, а некие расчетно-кассовые центры, входящие в финансово-промышленные холдинги, а холдинги принадлжат грппам, которые являются «родней» не нынешней власти, а предыдущей или вообще обслуживают капиталы, враждебные нынешним хозяевам Кремля.

Иные банки, хотя и являются очень средними по размеру собственных капиталов, тем не менее уверенно чувствуют себя даже во время бурной атаки вкладчиков. В основном, это «питерские» банки, принадлежащие близким к Путину группам. Например, малоизвестный банк Росевробанк (группа Алексея Кудрина) в такое суровое время даже скупает медиа-активы…

Или банк Промсвязьбанк, принадлежащий неким братьям Ананьевым, который также купил «Труд» и «АиФ» (есть сведения, что из-за зданий, расположенных в центре Москвы).

«Гута-банк», как известно, принадлежал старой ельцинской группе Петровых (отец и сын), которые в свое время получили большой бюджтный куш и создали Госинкор (Государственную инвестиционную корпорацию).

Тревожные времена наступили для Банка Москвы.

Любопытно, что небольшой банк «Славянский», которым рулит глава издательского дома Родионов, в свое время успешно разоривший банк «Империал», не попал в данное тревожное время ни в один из «черных списков». А ведь уголовное дело по поводу безвременной кончины банка «Империал» («дедушки» банка «Славянский») может быть реанимировано в любой момент.

«Известия» комментируют:

Главная причина банковского кризиса в России — слабость российских кредитных институтов. Даже не слишком масштабные потери и слухи способны спровоцировать мощные накаты вкладчиков на отделения. Главное следствие — перераспределение рынка розничных банковских услуг. Главная выигравшая сторона — российские «дочки» иностранных банков. К ним будут уходить лучшие клиенты — те, кого не слишком заботит процент, выплачиваемый по депозитам (доходы приносят совсем другие инвестиции), но зато очень волнует гарантия неприкосновенности средств. Государственную власть такие учреждения также устраивают. Ей достаточно, чтобы несколько крупных учреждений поддерживали костяк национальной кредитной системы. В этой системе не остается места для мелких и средних российских банков. Но на них, похоже, уже просто поставили крест.

13 Июля 2004

«Стрингер»

"Стрингер"

*