Наконец-то! – могут с облегчением вздохнуть граждане свободной от рекламного засилья Германии. Отныне, приобретя за 99 евро приборчик Tivion, можно избавиться от назойливых телевизионных роликов, без конца и края предлагающих нам новую страховку, пиво, крем от прыщей или женские прокладки.

Знакомая каждому телезрителю ситуация. В самый разгар генеральной битвы Джеймса Бонда с очередным злодеем, в самом пикантном месте беседы Керри, Саманты, Миранды и Шарлотты случается неизбежное: сладкоголосые дивы многообещающе и оптимистично извещают, что настало время рекламы. Как будто мы этому страшно рады! Вы заметили, что громкость рекламного блока гораздо интенсивнее, чем громкость фильма? Ну, конечно, они (производители и прокатчики рекламных роликов) не дураки. Они знают, что во время рекламной паузы вы отправитесь в туалет или к холодильнику. Но и на горшке, и в дальнем углу кухни реклама должна настигнуть своих жертв. Благоразумные люди, жалеющие свои мозги, просто переключают канал и следующие несколько минут беспокойно дергают кнопки пульта туда-сюда, чтобы не проворонить конец рекламы и продолжение фильма. Неблагоразумные же дети, раскрыв рот, поглощают всю информацию про новые йогурты, игры, шоколадки, а потом терроризируют родителей. И никуда, казалось бы, не деться от этого.

Но нет, в деле о телерекламном засилье Федеральный суд в Карлсруэ (Bundesgerichtshof) поставил последнюю точку, отклонив иск частного канала RTL против компании TC Unterhaltungstechnik, создателя «телефеи». С началом рекламной паузы прибор автоматически переключает телевизор на канал, свободный от рекламы, либо (по желанию потребителя) просто показывает пустой экран. Таким образом потребителю дана свобода выбора – смотреть рекламу или не смотреть. Дело о «телефее» длится с 1999 года, то есть почти пять лет. За это время жалоба RTL обошла суды всех инстанций, везде была отклонена и наконец дошла до высшей – Федеральной судебной палаты в Карлсруэ, где и была окончательно похоронена. Но и ответчики время не теряли. За это время они значительно усовершенствовали «телефею», которая теперь называется Tivion, и значительно снизили цену прибора. Уже с этой недели TC Unterhaltungstechnik имеет право свободно продавать прибор потребителям.

Истцы сравнивали «телефею» с глушителями волн, которые были популярны в годы холодной войны. Нельзя ограничивать доступ к информации, даже рекламной! – таков главный довод RTL. К тому же частные каналы, живущие с доходов от рекламы, серьезно опасались, что новый прибор отпугнет рекламодателей, понизит долю каждого отдельного канала на рекламном рынке, уменьшит емкость самого рынка, что повлечет значительный материальный ущерб. В конце концов пострадает зритель! – уверяли телевизионщики. Напомним, что в прошлом году оборот от проката рекламной продукции на канале RTL составил 1,15 млрд. евро, на Sat. 1 – 777 млн., на ProSieben – 700 млн., на Vox – 230 млн. В целом оборот по отрасли составляет около 3,5 млрд. евро.

А вот ответчики нашли другое сравнение: назойливая реклама ущемляет права телезрителя, у которого просто нет выбора – смотреть или не смотреть. К тому же никто не мешает телевизионщикам использовать другие формы рекламы – баннеры, бегущую строку и т. д., которые нельзя вымарать никакими приборами. Итак, у каждой из сторон своя правда и свои резоны. В выигрыше остались мы, зрители: бездетные не будут тратить драгоценные минуты жизни, чтобы узнать о новых памперсах; «безлошадные» не станут забивать голову подробностями автострахования и преимуществами нового BMW на виражах; безволосые не будут лишний раз уколоты прелестями супершампуня… А может, реклама и служит для того, чтобы из группы «БЕЗ» мы дружно перешли в гордую когорту владельцев всего и вся?

Елена КАНУННИКОВА

Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН

В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА

РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

*