Наш человек любит лечиться самостоятельно, поглощая горстями таблетки «от всего». Поэтому подсунуть ему лекарство, в продаже которого кровно заинтересован производитель, — проще простого.

Что немцу здорово…

Согласитесь, мало кому в голову придет бежать к врачу при похмелье, насморке, головной боли или поносе, ведь стоит принять одну-две таблетки, которые продаются в любой аптеке без всякого рецепта, и жизнь начинает налаживаться.

Врачи в безнадежной борьбе с самолечением уже устали повторять, что пустяковые, казалось бы, недомогания могут являться симптомами серьезной болезни. Так, периодическая головная боль (2-3 раза в неделю) может свидетельствовать не только о переутомлении, на которое мы привычно списываем все свои болячки, но и о сосудистых или костных изменениях.

Василий Зарецкий, профессор научного центра хирургии РАМН: «Пациент, снимая симптомы болезни подручными средствами, по сути, искажает картину заболевания. Поэтому бесконтрольное лечение — всегда риск».

Но сколько бы ни пугали медики, а народ предпочитает лечиться сам. Причем не только русский — большая часть населения цивилизованных стран поступает также. Однако принципиальная разница между хворающими европейцами и россиянами заключается в том, что наш человек будет до последнего экспериментировать над собой, пытаясь избавиться от непокорной болячки подручными средствами.

Западные же пациенты так далеко не заходят. Причина сугубо прагматичная: продолжать насиловать свой организм обойдется на порядок дороже, чем переложить хлопоты на профессионалов. По медстраховке на Западе оплачивается стоимость большого количества лекарств, а стоят они там в разы дороже.

Елена Вольская, руководитель группы мониторинга медицинской рекламы, доцент Московской медицинской академии им. Сеченова: «Еще одна причина столь разного стереотипного поведения кроется в том, что на Западе самолечение давно стало частью политики в области здравоохранения, которую поддержали органы государственной власти и участники фармрынка».

Принципы ответственного самолечение там начали зарождаться в 1960-1970-е годы, когда впервые появились безрецептурные лекарства и возникли последствия их бесконтрольного применения. Государству пришлось подключиться к проблеме. Была разработана жесткая система контроля за информацией о лекарственных препаратах. Кроме того, в начале 90-х Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) развернула мощную образовательную кампанию помощи самолечащимся гражданам. В медицинских вузах ЕС появились специальные курсы по самолечению, органы здравоохранения многих стран Европы и США разработали официальные рекомендации.

Россияне же остались один на один с фарминдустрией. А поскольку свято место пусто не бывает, роль советчика взяла на себя реклама. Со всеми, как говорится, вытекающими.

На колесах наживы

Реклама медицинских препаратов занимает непристойно большое место в деле самолечения. По данным экспертов, 17% медицинских покупок мы совершаем под влиянием рекламы в печатных СМИ. Для сравнения: честное имя производителя заставляет купить его продукцию лишь 2% покупателей (подробнее см. график).

Российский рынок рекламы лекарств, по разным оценкам, составляет $70-100 млн. в год. Почти все эти деньги тратятся на различные способы продвижения (то бишь на советы, чем бы полечиться), которые не очень законны. Например, в печатной прессе это может быть обстоятельное интервью с доктором медицинских наук о заболевании и вскользь совет, какой таблеткой вылечиться раз и навсегда.

Хотя такие интервью встречаются сплошь и рядом, Федеральная служба по антимонопольной политике штрафует единицы изданий. Самым громким делом 2003 года тогда еще МАПа стала массированная завуалированная реклама виагры, когда оштрафовали многие СМИ.

Но это — исключение. Чаще всего проплаченные тексты на медицинскую тему выходят без оглядки на закон. Самый печальный тому пример — как пару лет назад в СМИ прошла волна публикаций о серии сердечно-сосудистых препаратов, которые якобы вызывают серьезные осложнения. Многие из принимавших эти лекарства пациентов, поверив печатному слову, перестали пить опасные таблетки. Такое самолечение обернулось несколькими инфарктами. Позже выяснилось, что статьи были инициированы одной фармацевтической компанией, таким образом расчистившей себе место для вывода своего препарата.

Наш любимый анальгин

Помимо отечественного рынка рекламы лекарств полную свободу для самолечения, которое в любой момент может привести к печальному исходу, предоставляют аптеки.

Не секрет, что сегодня в аптеках (и особенно через Интернет) без рецепта можно купить практически все рецептурные препараты. И многие несознательные граждане этим пользуются, назначая себе лечение сильнодействующими препаратами самостоятельно. В России, к сожалению, не существует статистики по поводу побочных реакций при применении рецептурных препаратов. Экономике же США эта проблема стоит $76,6 млрд. ежегодно.

Еще одна проблема — наше пренебрежительное отношение к информации о препарате как со стороны производителей, так и со стороны потребителей. Последние редко читают аннотации к лекарствам, а первые не всегда заботятся о том, чтобы они были доступны.

Простой пример: в каждой домашней аптечке имеется анальгин, который десятилетиями поглощается населением нашей страны в неограниченных количествах практически по любому поводу. Причем в аптеках этот безрецептурный препарат отпускается без какой-либо аннотации. На самом деле аннотации имеются (по закону без них нельзя). Но в целях экономии на упаковке эти листочки производитель кладет на дно коробки с партией лекарства, а не крепит к каждой упаковке в отдельности.

Между тем наш любимый анальгин уже более тридцати лет запрещен к свободной продаже в США, во многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. А все из-за того, что препарат обладает массой побочных эффектов, и самый неприятный из них — подавление функций костного мозга, отвечающего за выработку лейкоцитов, которые помогают организму противостоять инфекции.

Ладно, оставим в покое анальгин. Если бы проблема ограничивалась отсутствием аннотаций, можно было бы и не писать эту статью. Но ведь даже в случае, если листок-вкладыш с информацией сопровождает лекарство, потребителю от этого не легче: простой человек читает в нем обычно один абзац — там, где обещают эффект. На побочные эффекты и даже на нюансы применения мало кто обращает внимание — привычки нет.

Съешь таблетку, детка!

В таком нерегулируемом хаосе лекарств и информации о них основным посредником между потребителем и производителем является аптекарь или провизор. Тем более что около 60% людей при покупке безрецептурных средств следуют советам фармацевтов аптеки. Но не всегда эти советы идут от знания ситуации или от чистого сердца.

Практически у каждой аптечной сети есть свой список рекомендуемых препаратов по каждой болячке. Составляется он на основе договоренности с тем или иным поставщиком лекарств. Хорошие скидки при закупке, неформальные отношения с представителями оптовика — гарантия того, что аптекарь в первую очередь посоветует лечиться именно этой таблеткой. На аптечном сленге это называется «лекарство первого выбора». Существуют и «лекарства второго выбора». Если и они не устраивают потребителя, то следующая группа лекарств называется «ищите на витрине».

Особенно же рекомендуется опасаться излишней настойчивости провизора в случае с БАДами (биологически активными добавками), которые не являются лекарственными средствами вовсе. Аптекари, рекомендуя эти продукты в качестве альтернативного или сопутствующего лечения, следуют исключительно рекомендациям фирм-производителей. Лечение же травками, акульими хрящами, золотыми коньками и оленьими рогами отлично ложится на наш менталитет.

Что греха таить, не так давно корреспондент «Профиля» поддалась на уговоры доктора приобрести флакон «жидкого серебра» для лечения затянувшегося насморка у ребенка. Флакон с прозрачной жидкостью стоил около 700 рублей и прилично выглядел, но аннотация, его сопровождающая, была напечатана и размножена явно не типографским способом. Кроме того, нигде — ни на флаконе, ни в аннотации — не было указано, что препарат разрешен к применению в лечебных целях Минздравом. Ничего удивительного, что насморк затянулся еще на десять дней, пока из отпуска не вернулся наш домашний доктор. Он назначил интенсивный курс лечения аптечными препаратами, что и привело к полному выздоровлению уже через четыре дня.

Что касается флакона с жидкостью под названием «жидкое серебро», то он нашел свое место в мусорном ведре и в статье про нелегкие пути самолечения.

ЕЛЕНА ДАВЫДОВА, ЕЛЕНА КОСТЮК

«ПРОФИЛЬ»

№26 (393) от 12.07.2004

«ПРОФИЛЬ»

*