В истекшем десятилетии были снесены примерно 400 построек, которые историки считают ценными примерами советской или царской архитектуры, а еще нескольким угрожает снос, поскольку мэр Москвы Юрий Лужков вознамерился «модернизировать» облик российской столицы.

Многие десятилетия Алексей Комеч считал гостиницу «Москва», построенную в сталинские времена буквально в нескольких шагах от стен Кремля, бельмом на глазу, которому совершенно не место на исторической Площади Революции. Однако теперь каждодневный стук отбойных молотков, с помощью которых рабочие лихорадочно сносят это здание, не приносит г-ну Комечу счастья. Внезапно директор Московского института искусствоведения оказался в числе защитников здания, которое он прежде ненавидел, поскольку пришел к выводу, что оно является памятником длинного и беспокойного прошлого этого города.

Построенная 65 лет назад гостиница «Москва» пользовалась дурной известностью из-за своей бессистемной архитектуры, настолько нескладной, что фасад этого здания прославлял каждую бутылку водки «Столичная». Одна сторона этой сурово выглядевшей серой башни имела круглые окна, тогда как другая — квадратные.

Рассказывают, что архитектор приготовил для показа Иосифу Сталину два проекта здания, но диктатор не понял, на что он смотрит, и подписал сразу оба варианта. Опасаясь сказать человеку, который убивал по прихоти, что тот совершил глупую ошибку, архитектор решил построить здание, в котором сочетаются оба стиля.

«Это был монумент сталинской эпохе, которую никто не хотел вспоминать, но когда закончилась коммунистическая эра, оставшиеся с тех времен вещи начали приобретать историческую важность. Здание стало символом того времени», — сказал г-н Комеч.

Продолжающееся разрушение гостиницы «Москва» является всего лишь одним примером того, что он и другие специалисты в области архитектуры называют атакой на историческое сердце Москвы.

В истекшем десятилетии были снесены примерно 400 построек, которые историки считают ценными примерами советской или царской архитектуры, а еще нескольким угрожает снос, поскольку мэр Москвы Юрий Лужков вознамерился «модернизировать» облик российской столицы.

И пока отбойные молотки обрушивают такие здания, как гостиница «Москва» и «Военторг» (последний считается классическим примером архитектурной линии «арт-модерн») — в быстрорастущем городе возникают мириады новых казино, универмагов, пятизвездочных отелей и многоэтажных жилых кондоминиумов.

Пешеходная улица Арбат — еще один исторический район, который подвергается атаке. Несколько обветшавших домов на улице Арбат, воспетой в стихотворениях как сердце Москвы, в настоящее время сносятся, чтобы на их месте возвести «реплики» — постройки, которые имитируют стиль оригиналов, но нередко вдвое больше по размерам и загромождены неоновой рекламой, что лишает городской квартал атмосферы маленького города.

«Похоже на то, что внутри Москвы строится второй город, который вскоре станет больше, чем старая Москва, — сказал г-н Комеч. — Старая Москва однажды просто прекратит существовать».

Многие жители также считают, что строительство зашло слишком далеко. Недавно сотни людей простояли ночь со свечами в руках на стройплощадке, где когда-то высился «Военторг» — это была акция «флэш-моб», которую организовал веб-сайт с названием «Москва, которой больше нет».

«Облик города трагически изменился за те 8 лет, что я здесь живу, — сказал Кевин О»Флинн (Kevin O»Flynn), один их группы проживающих в Москве экспатриантов, которые основали Общество сохранения московской архитектуры. — Мало что осталось нетронутым в Москве, и кажется, что строительство ведется вообще без всякого плана. Никого не интересует, что зданию 100 или даже 200 лет».

Быстрая перестройка столицы в большой мере подстегивается желанием получить прибыль. Москва переживает бум недвижимости, в ходе которого цены на недвижимость в центре подскочили настолько, что арендная плата за нее достигла высочайших мировых уровней. В некоторых из более престижных районов столицы цены на недвижимость только за последние 5 лет взлетели с 2000 до 10000 долл. США за квадратный метр.

Ходят слухи, что городская мэрия входит в число тех, кто наживается на расцвете строительной индустрии. Решения пустить под бульдозер исторические здания, даже если некоторые из них защищены законом, принимаются городской мэрией, нередко лично аппаратом г-на Лужкова. Многие из фирм, которым достаются контракты на строительство на расчищенных площадках, имеют тесные связи с городской мэрией, в их числе громадная фирма «Итека», которую контролирует жена г-на Лужкова, Елена Батурина.

Городские власти редко комментируют свой процесс выдачи тендеров, но г-н Лужков в прошлом году сказал, что понимает необходимость сохранения облика исторического центра. «Москве не нужны громадные уродливые сооружения. Я не позволю, чтобы они уродовали панораму города», — заявил он на веб-сайте «vesti.ru».

Однако группа известных московских архитекторов обвиняет городскую мэрию и недавно направила письмо президенту Владимиру Путину, умоляя его вмешаться, чтобы помешать бесплановой застройке города. «Строительная политика в Москве преступна, антисоциальна, антикультурна и антигосударственна, она лишает будущие поколения российских граждан исторических памятников», сказано в этом письме.

Подозрения укрепились в этом году, когда одной холодной мартовской ночью внезапно загорелся Манеж, стоящий в непосредственной близости от Кремля. Это здание 19-го века в стиле неоклассицизма было в перечне построек, которые находятся под охраной государства, но кое-кто в городской мэрии публично размышлял о том, чтобы превратить его в подземную парковку для автомобилей.

Председатель Комиссии Союза российских художников по сохранению исторического и культурного наследия Алексей Клименко заявил, что не сомневается в том, что пожар был вызван поджогом, и что он лично видел канистры с бензином, которые были использованы для поджога здания.

Г-н Клименко сказал, что, хотя от Манежа осталось достаточно, чтобы его восстановить, он ожидает, что городская мэрия будет настаивать на строительстве на его месте парковки для автомобилей.

Марк Маккиннон (MARK MacKINNON)

The Globe And Mail 13 июля 2004

ИноСМИ.Ru

13 июля 2004, 16:30

ИноСМИ.Ru

*