По данным министерства образования и науки Самарской области (министр Коган Ефим Яковлевич), в 2004 году наша губерния заняла первое место среди регионов Приволжского федерального округа и второе среди регионов РФ по количеству участников ЕГЭ, набравших 100 баллов по 1 предмету. Только в Самарской области достигнут единственный в стране результат – 200 баллов по двум предметам.

Выпускница гимназии №39 г.Тольятти Елена Жукова набрала 200 баллов по русскому языку и литературе. Единственным выпускником в России, набравшим 100 баллов по английскому языку, стал ученик гимназии №1 г.Самары Глеб Смирнов. Обеспечение положительной динамики результатов ЕГЭ в нашей губернии остается одной из приоритетных задач областного министерства образования.

Что касается развития системы образования в целом, то к 2005 году в Самарской области планируется ввести в действие 168 образовательных центров, из которых 120 будут располагаться в сельской местности. Планируется довести к началу 2005-2006 учебного года численность обучающихся в старших классах сельских образовательных центров до 65% (в 2003 этот показатель составлял 61,2%, в 2004 году (прогноз) – 61,9%).

Говоря о дошкольном образовании, специалисты министерства сообщают, что в последние годы в области отмечается сокращение количества детских садов, но в то же время растет число структурных подразделений и дошкольных отделений школ. Так, если в 2000 году в области работало более 1000 детских садов и порядка 120 дошкольных отделений школ, то в нынешнем году число детских садов – около 700, а дошкольных отделений – порядка 240. Этот факт специалистами оценивается положительно, поскольку обучение в дошкольном отделении позволяет ребенку быстрее адаптироваться к школе, чем пребывание в детском саду. Основные задачи, стоящие в настоящее время перед системой дошкольного образования, по словам Ефима Когана, — обеспечить переход детей в общеобразовательные учреждения после подготовки в системе дошкольного образования на уровне 90% и обеспечить к 2005 году охват 80% детей в возрасте 2-6 лет дошкольным образованием.

По мнению многих специалистов, занятость детей по-прежнему является самым эффективным способом профилактики детской преступности и наркомании. Системой дополнительного образования охвачено порядка 80% детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях области (в 1999-2000 учебном году – 56%). В настоящее время в области работает 213 учреждений дополнительного образования различных направлений: военно-патриотического, туристско-краеведческого, художественно-эстетического, технического, физкультурно-спортивного. Возраст более 70% ребят, занятых в системе дополнительного образования, от 10 до 17 лет – тот активный возраст, когда формируется личность человека.

Что касается достижений самарских ребят в спорте, то в соревнованиях на российском уровне в 2003 году они заняли 347 призовых мест, на международных соревнованиях – 76 мест (в 2001 году – 153 и 39, в 2002 году – 256 и 56 призовых мест соответственно).

Серьезные успехи достигнуты в сфере коррекционного образования, причем упор делается на адаптации в обществе детей с отклонениями в развитии через интегрированное обучение в обычных школах по специальной программе. В будущем этим ребятам будет гораздо проще пройти социальную адаптацию и найти работу, жить самостоятельной и полноценной жизнью. В 2005 году планируется перевести в интегрированный режим обучения 30%, а в 2008 – 35% школьников с проблемами в развитии. Для этого, по словам специалистов, необходимо: создание безбарьерной среды в школах, обеспечение транспортной доступности, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, специальные учебно-методические комплекты, подготовленные педагоги.

Если говорить о профессиональном образовании, одной из главных задач в этой сфере является уменьшение дисбаланса спроса-предложения на рынке труда. По-прежнему, острый кадровый голод испытывают предприятия металлообработки и эксплуатации электрооборудования, строительно-монтажные предприятия, здравоохранение, а избыток кадров наблюдается в сфере общественного питания и торговли. Для решения этой проблемы в области планируется ввести 12 многопрофильных ресурсных образовательных центров по подготовке квалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием. В Отрадном и Сызрани планируется открыть объединенные университетские комплексы двухгодичного обучения по программам высшего профессионального образования. Также в ближайших планах областного министерства образования ввод межвузовского медиацентра и организация подготовки кадров для инновационного типа экономики (инновационный менеджер, эксперт инновационных проектов), сообщает Управление информационной политики Самарской области.

*