В понедельник заключительным гала-концертом в Самарском академическом театре онеры и балета завершился фестиваль авторской песни, носящий имя Валерия Грушина. Прошедший фестиваль стал поистине рекордным, поскольку наконец-то собрал на поляне большое число молодых и талантливых исполнителей.

Кроме того, на поляне собралось рекордно малое число гостей, что может дать толчок к перерождению фестиваля, т.е. к возвращению в него некой кулуарности и душевности. Кстати, многих обрадовал тот факт, что в этом году фестивальную поляну практически проигнорировали политики. Последнее в то же время может быть истолковано и как недостаток, поскольку фестивальная жизнь все-таки зависит от того, как представители верхних эшелонов власти относятся к действу происходящего на фестивальной поляне.

Искренне радует тот факт, что на фестивале в этом году появились наконец-то молодые авторы и исполнители. Это говорит о том, что жанр авторской песни явно выхо¬дит из затянувшегося кризиса, о котором в свое время много говорил Булат Окуджава. Еще больше радует то, что выступления мо¬лодежи были достаточно высокого качества, о чем заявил председатель жюри Вадим Егоров. Тут же, на поляне, работали творческие мастерские, в которых лауреатам других фестивалей объясняли, почему их выступления не дотягивают по уровню до

концерта на Гитаре, и давали дельные творческие советы. Работу мастерских возглавлял Михаил Вейцкин, который, вероятно, параллельно набирал абитуриентов на новый факультет авторской песни, открывшийся в этом году в Московском институте современного искусства.

Если говорить о минусах творческой программы, то к ним относится отсутствие программы работы на площадках, когда только по наитию или услышав объявление по радио, можно было понять, кто и где будет петь.

Настораживает и тот факт, что Грушинский стало посещать все меньше и меньше именитых бардов. Причем имена гостей фестиваля из года в год одни и те же. Не стал исключением и нынешний фестиваль, который посетили Вадим Егоров, Леонид Сергеев, Галина Хомчик, Вадим и Валерий Мищуки. Дмитрий Богданов и Валерий Бо¬ков. Не отстали от бардов и политики, из которых на фестивале мы заметили лишь Виктора Сазонова и Виктора Казакова. И если бывший председатель оргкомитета фестиваля на этот раз не проявил на поляне большой активности, то спикер Губернской Думы принял участие в конкурсе «поющих VIPoв». Правда, Сазонов с песней Олега Газманова был единственным его участником. Комментируя этот факт, Борис Кейльман официально заявил, что политики теряют интерес к фестивалю, что вполне естественно, так как фестиваль далек от политики и не преследует политических целей.

Но если отсутствие политиков никак не может сказаться на проведении фестива¬ля, то вот малое количество народа на по¬ляне очень настораживает.

И хотя в заключительном пресс-релизе говорится, что на поляне собралось 130 тысяч человек, реально это цифра колеблется от 50 до 70 тысяч. Поляна в этом году была значительно свободнее, чем обычно, что отмечали даже продавцы на торговой площади. И если поляна обычно заполнялась уже за неделю до фестиваля, то в этот раз народ собирался намного медленнее. Возможно, гостей фестиваля пугала дождливая погода, а возможно, появившиеся в некоторых СМИ слухи о том, что Грушинский закрывается или переносится в Подмосковье.

Поводом для появления подобных раз¬говоров стала продолжающаяся война за фестивальную поляну, которую Грушинский клуб ведет с ГУП «Самара-Гео». Мы уже писали об открытом письме Константину Титову. Так вот на фестивальной поляне ходят подписные листы к этому посланию, на которых гости поляны оставляют свои автографы. На первой фестивальной пресс-конференции Борис Кейльман заявил присутствовавшим журналистам, что произошло простое разделение обязанностей.

«Вся работа по организации фести¬валя, включая уборку территории, организацию торговли и т.д., осталась у тех, у кого и была, а тяжелую обязанность соби¬рать за все это деньги взяло на себя «Самара-Гео», — заметил президент Грушинского клуба. Противная сторона, хотя и слышала это заявление, оставила слова Кейльмана без комментарий. Зато на заключи¬тельную пресс-конференцию представители «Самара-Гео» просто не пришли.

Нынешний фестиваль стал рекордным по количеству обращений в службу катастроф, что, вообще-то, не очень удивило журналистов. После всех дождей — на поляне жуткая грязь и очень скользко. Это способствовало возросшему количеству травм. Дожди привели к тому, что самым ходовым товаром на фестивале стали дождевики, которые были моментально рас¬куплены, их дефицит на поляне ощущался довольно-таки остро.

Несмотря на сухой закон, на поляне было довольно много пьяных, а у 4 задер¬жанных изъяли около 7 килограммов наркотиков, большую часть которых составляла марихуана. Кроме того, на поляне про¬изошла большая драка. Одного человека с тяжелым ножевым ранением увезли в Самару.

Ну и последним рекордом, о котором заявили организаторы фестиваля, стала сумма, перечисленная на его проведение генеральным спонсором. МТС перещего¬ляла всех своих предшественников, выложив на проведение Грушинского фестиваля 2,5 млн рублей.

Галина Москвина

«Самарская неделя» 9 июля 2004

№ 27 (9893)

*