Имиджу России как страны порядка и стабильности, называемому главным достижением президента Владимира Путина, на прошлой неделе был нанесен ущерб, когда судебные приставы начали расчленение когда-то прибыльного нефтяного гиганта — компании ЮКОС, а паникующие вкладчики бросились за своими деньгами в несколько ведущих банков страны.

Кроме того, в минувшую пятницу был совершено заказное убийство Пола Хлебникова (Paul Khlebnikov), ведущего западного журналиста, писавшего о российском скрытном бизнес-сообществе.

Несмотря на то, что между этими событиями нет очевидной связи, они способствуют усилению чувства беспокойства у россиян, помнящих о политических и экономических кризисах 1990-х годов, хотя казалось, что г-ну Путину удалось изгнать эти воспоминания из памяти россиян.

«Во всех сферах наблюдается замедление реформ.

Все очень напуганы, — говорит Андрей Колесников, политический эксперт либеральной газеты «Коммерсант». Такие события, как насильственное банкротство ЮКОСа, по его словам, — это плохо для России, плохо для бизнеса, и плохо для имиджа России заграницей».

Дело ЮКОСа будоражит политическую обстановку в России с момента ареста Платона Лебедева, ведущего акционера компании, и Михаила Ходорковского, основного акционера и главы ЮКОСа, по обвинениям в незаконной приватизации горнообогатительного комбината десять лет назад. Суд над ними по обвинению в мошенничестве, подлоге и уклонении от уплаты налогов возобновляется в Москве в понедельник.

Критики говорят, что г-н Ходорковский стал жертвой избирательного правосудия, попав под следствие из-за оказания помощи оппозиционным партиям и из-за своих собственных политических амбиций. Они утверждают, что его шансы на справедливое правосудие в зависящей от властей российской судебной системе практически равны нулю.

«Суды в России подчиняются властям, они не являются независимыми», — говорит Евгений Ясин, ректор московской Высшей школы экономики.

Другие утверждают, что Ходорковский, который еще в прошлом году был богатейшим человеком России, подвергается наказанию в качестве примера для других сверхбогатых олигархов, контролирующих, как минимум, четверть национальной экономики. «В 1990-х годах Россия была клептократией, и Путин должен был это изменить», — считает телевизионный комментатор Алексей Пушков. Кремль нацелился на определенных олигархов, «наиболее склонных конвертировать свои деньги в политическую власть», — отмечает Пушков.

Тем временем для нефтяного концерна ЮКОС быстро приближается конец игры. На прошлой неделе компания не смогла в срок оплатить счет в размере 3,4 миллиарда долларов США за неуплаченные ранее налоги, и государство заморозило некоторые активы компании. Большинство экспертов полагают, что власти не хотят банкротства ЮКОСа, а скорее хотят передать право собственности на компанию либо государству, либо дружественному Кремлю бизнесмену.

Мирное решение дела ЮКОСа потребует от Ходорковского добровольно отказаться от принадлежащего ему 44-процентного пакета акций компании для уплаты выставленных счетов, общая сумма которых уже достигает 7 миллиардов долларов. На прошлой неделе, когда акции ЮКОСа упали в цене, Ходорковский дал понять, что он готов это сделать. Однако министр финансов Алексей Кудрин заявил, что он не получал никакого предложения от опального олигарха. Эта игра, ставки в которой весьма высоки, в ближайшие дни, судя по всему, достигнет своей кульминации. Однако практически нет сомнений в том, что основатель ЮКОСа будет лишен своей компании и активов.

Также на прошлой неделе в Москве были слышны отголоски финансового кризиса 1998 года. Вкладчики выстроились у дверей крупнейших банков, желая забрать свои деньги, а национальная валюта стала падать в цене. Инициатором банковских проблем стал Центральный Банк, обвинивший в мае «Содбизнесбанк» в отмывании денег и отозвавший его лицензию. Распространяющиеся слухи и тающее доверие населения вызвали цепную реакцию. В прошлый вторник закрыл свои двери «Гута-Банк», входивший в первую двадцатку. «Альфа-Банк», четвертый крупнейший банк страны, сообщил, что напуганные вкладчики сняли со счетов более 100 миллионов долларов.

«Мы должны называть вещи своими именами, то, что происходит сейчас — банковский кризис», — сказал экономический советник Кремля Андрей Илларионов.

Панихида по г-ну Хлебникову, американцу русского происхождения, прошла в Москве в воскресенье. Российские и иностранные журналисты пребывают в шоке. Редактор российской версии бизнес-журнала «Forbes» был убит четырьмя выстрелами около офиса издания.

В апреле он опубликовал вызвавший много шума список ста богатейших россиян, по которому выходило, что в Москве живет больше миллиардеров, чем в любом другом городе мира — 33 человека. Российские магнаты не стремятся разглашать размеры своих богатств, так как это может повлечь визиты бандитов или налоговой полиции. Однако Хлебников выступил в защиту своего решения: «Россия вступает в новую стадию капитализма, уходит от теневой экономики, от менталитета черного рынка и движется к более цивилизованной, прозрачной, открытой форме капитализма».

Фред Вейр (Fred Weir)

Christian Science Monitor 12 июля 2004

ИноСМИ.Ru

12 июля 2004, 18:59

ИноСМИ.Ru

*