Нижний Тагил, Россия, 9 июля 2004 года. Восемь российских пехотинцев бегом устремились в укрытие за деревянной стеной. Солдаты начали стрелять сначала из автоматов, а затем из гранатометов и пусковых установок противотанковых управляемых ракет (ПТУР).

Трассирующие пули рикошетили от земли; грохот взрывающихся ракет гулким эхом разносился по округе. Спустя несколько минут над головой пронесся реактивный истребитель, который выполнил несколько разворотов и штопором ввинтился в небо между русским лесом и нависшими над землей облаками.

С трибун, где собрались зрители, в том числе делегации Иордании, Египта, Северной Кореи, Ливии, Китая и Соединенных Штатов Америки, раздались приветственные возгласы. На этом бывшем советском полигоне когда-то укрывавшаяся в тени российская оборонная промышленность сегодня устраивает выставку-продажу оружия и военной техники для глобальной аудитории, у которой есть деньги.

Россия снова возвращается на мировой рынок оружия, быстро становясь на нем лидером. Москва, которую подталкивает агентство по торговле оружием, заключает одну за другой сделки по подводным лодкам, танкам, сторожевым кораблям, вертолетам и реактивным истребителям, предлагая к ним также комплекты для модернизации и контракты на обслуживание, которые позволят поддерживать эту сложную технику в работоспособном состоянии. Даже один авианосец советской постройки был передан Индии в рамках соглашения о его капитальном переоборудовании и закупке для него новых систем оружия и самолетов.

Прошлый год стал четвертым подряд годом роста продажи российского оружия. «Рособоронэкспорт», государственный экспортер, заявил, что в 2003 году объем продаж превысил 5,07 млрд. долл. США, и Россия в списке мировых экспортеров оружия вышла на второе место, уступив только Соединенным Штатам. Экспортеры настроены оптимистично, хотя в них еще ощущается бравада «холодной войны».

«Мы довольны, что у нас есть такой сильный соперник — Соединенные Штаты», — сказал Игорь Севастьянов, который в «Рособоронэкспорте» руководит управлением наземного вооружения. — Мы надеемся, что вскоре станем первыми».

Пока что это кажется маловероятным. В период с 1999 по 2002 год, последний год, по которому имеются мировые данные, Соединенные Штаты заключили 41,9% всех международных соглашений по продаже оружия. На долю России пришлось, по данным Исследовательской службы конгресса США, 25,5%.

Принимая во внимание продолжающиеся в Соединенных Штатах инвестиции в научные исследования и разработки, а также резко возросшие в военное время закупки Пентагона, аналитики говорят, что у России сегодня мало шансов потеснить Соединенные Штаты с позиции главного мирового экспортера оружия.

Однако никто не оспаривает, что российская «оборонка» снова ожила. После нападений на Америку 11 сентября 2001 года глобальные расходы на оборону заметно выросли. Однако это является результатом внутренних закупок в Соединенных Штатах. Глобальный экспорт оружия фактически сократился. Однако Россия заключила больше сделок, главным образом со своими ведущими клиентами, Китаем и Индией.

«Россияне перехватывают себе все большую долю рынка, — сказал Марк Стоукер (Mark Stoker), занимающийся оборонными проблемами экономист из Лондонского международного института стратегических исследований (Institute of Strategic Studies in London). — Они успешно продвигаются на рынки оружия».

Удачи российских оборонщиков приписывают одному решению президента Владимира Путина в его первый срок, в результате чего произошло слияние двух терпевших неудачи ведомств по продаже оружия, и был создан «Рособоронэкспорт».

В то время у российских военных не было денег, чтобы покупать оружие для себя, а традиционные клиенты бывшего Советского Союза, включая Ирак, Сирию, Египет и другие африканские страны, стали закупать меньше оружия, особенно бронетанковой и авиационной техники.

С помощью маркетинга и квалифицированного менеджмента -«Рособоронэкспортом» руководят бывшие коллеги г-на Путина по службе в советской разведке — Россия в период сокращения закупок оружия и военной техники для нужд собственных вооруженных сил сумела сохранить значительную часть своей военно-промышленной базы.

Выживание российской «оборонки» отчасти объясняется той репутацией, которую она завоевала в годы «холодной войны». Многие десятилетия из арсенала Москвы осуществлялось вооружение всего мира оружием и военной техникой советской конструкции, которые шли в бой под такими различными флагами, как угандийский, северокорейский, египетский, иракский, иранский и даже талибский.

Советские танки стали стандартным вооружением танковых формирований многих армий. Из советских самолетов состояли воздушные флоты. Два образца пехотного оружия — автомат Калашникова и ручной противотанковый гранатомет — стали излюбленным оружием как повстанцев, так и армий советского блока.

Сегодняшние рынки стали более узкими. Страны Ближнего Востока перестали покупать оружие в таких масштабах, как прежде. Кроме того, в годы «холодной войны» коммунистические страны отправили в зоны конфликтов миллионы автоматов, завалив ими рынок настолько, что он и поныне остается перенасыщенным.

«Россия сегодня не показывает хороших результатов в этой категории экспорта оружия, так как она слишком преуспевала в прошлом», — заявил соредактор Справочника «Jane»s» по пехотному оружию Чарли Катшоу (Charlie Cutshaw).

Сейчас лучше всего продаются самолеты, за ними идут корабли. Главные клиенты — это Китай, который приобретает российские реактивные истребители, сторожевые корабли и подводные лодки, и Индия, которая приобретает российские танки, реактивные самолеты и авианосец.

На рынке оружия появляются все новые компании, и результаты были показаны здесь на этой неделе на выставке Arms Expo 2004, где свои товары представляли более 200 компаний.

В числе показанных образцов были танки, образцы пехотного оружия, артиллерийские системы, вертолеты, радиолокационные станции (РЛС), радиостанции, бронежилеты, спасательные плоты и многое другое. В одном помещении предлагалось оборудование для обнаружения «жучков» (bugs -устройства для подслушивания — прим. пер.); в другом — торпеды, специально с конструированные для борьбы с американскими подводными лодками.

Г-н Севастьянов и его сотрудники раздавали брошюры, в которых предлагаются новаторские финансовые схемы, включая бартер и прощение государственного долга. Брошюра была озаглавлена «Total Solutions for Defense» («Тотальные решения проблем обороны», англ.).

Ежедневно проводились показные стрельбы. Мимо трибун катились танки, демонстрируя свои возможности: форсирование водоема, стрельба по целям на опушке удаленного леса, преодоление вертикального препятствия — в общем, увлекательное зрелище для тех, кому по душе армия.

В момент, когда мимо трибун с ревом двигался танк Т-90, из громкоговорителей доносился женский голос «Максимальная скорость до 65 км/час». После того как танк перевалил через вертикальную стенку, женский голос практически промурлыкал «Только российские танки способны преодолевать подобные препятствия».

Египетский майор Неддир Хуссейн (Neddir Hussein) сказал, что это зрелище произвело на него сильное впечатление. Египетская армия послала его посмотреть на потенциально интересующие ее образцы и встретиться с представителями компаний, которые эти образцы производят.

«Мы вернемся в Египет и напишем отчет, — сказал он. — И если позднее нам что-то понадобится, у нас уже есть все адреса электронной почты, все фамилии и номера заводов».

Один из российских образцов, который привлекает интерес всего мира (здесь его не показали) — устройство для создания помех спутникам глобальной системы определения координат (global positioning satellites). Эта система обеспечивает поиск целей и наведение на них многих высокоточных боеприпасов, которые имеют на вооружении Соединенные Штаты. Теоретически российские передатчики помех способны заставить сбиться с курса самые совершенные управляемые авиабомбы и ракеты Пентагона.

В начале войны в Ираке в 2003 году эти передатчики помех стали причиной кратковременной политической драки, когда Соединенные Штаты обвинили России в поставках Багдаду данных устройств. Г-н Севастьянов, вспоминая момент дипломатической напряженности, сказал, что не знает, почему этих передатчиков помех нет на выставке, но заметил, что Россия не нарушала запретительных санкций на импорт товаров в Ирак.

Он также подтвердил, что Россия разрабатывает передатчики помех и надеется найти для них рынки сбыта. «Многие наши компании работают в этой области», — сказал он.

Несмотря на всю ту шумиху, которая окружает нынешнюю выставку оружия, никто точно не знает, как именно идут дела у России в этом бизнесе.

Данные об экспорте российского оружия и военной техники закрыты, и аналитики говорят, что неизвестны даже методики, которые используются для вычисления объемов продаж. Не ясно, например, учитывают ли русские при подсчетах объемов продаж отдельно фактически поставленные образцы, ибо цифры соглашений о продаже и цифры фактически поставленных образцов могут существенно отличаться друг от друга. Условия продажи также не раскрываются.

«Что касается определенных стран — России, Китая, Вьетнама или Индонезии — всегда трудно знать, какая часть сделок предусматривает их оплату наличными, бартер, возвращение долгов или иные способы расчета», — сказал г-н Стоукер.

Можно поспорить также, как долго будет продолжаться рост экспорта российского оружия и военной техники. На рынках оружия Россия официально играет на повышение. Но аналитики говорят, что ожидают, что продажи вскоре выровняются и, возможно, через несколько лет упадут. Значительная часть российских систем оружия устарела. Ее лучшие рынки — для истребителей, например, — возможно, близки к насыщению.

Более того, Россия не делает значительных инвестиций в научные исследования и разработки, которые могли бы привести к появлению новых образцов и новых соглашений о продаже.

«Данное обстоятельство ставит Россию в очень невыгодное положение в сравнении с западными поставщиками, которые продолжают вкладывать значительные финансовые и людские ресурсы в разработку оружия и военной техники нового поколения», — написал осенью прошлого года в своем докладе Ричард Гримметт (Richard F. Grimmett), специалист по проблемам национальной обороны Исследовательской службы конгресса США.

Однако в павильонах выставки западный скептицизм сталкивался с российской гордостью. Один российский офицер спросил, почему, если Вашингтон так уверен в себе, он не прислал сюда свою бронетанковую технику для соревнования. «Почему американцы не привезли свои танки?», — спросил Александр Карасев. — Я думаю, было бы интересно посмотреть, чьи танки стреляют лучше».

Перевод ИноСМИ

07.12 01:04 pm | Си Джей Чиверс , NRS.com

NRS.com

*