Лекарство от здоровья. Групповой портрет: поддельная страна. ("Новая газета")
По своей прибыльности рынок лекарств стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. Даже водкой торговать менее выгодно. Именно поэтому таблетки и капли оказались очень привлекательными для теневого, криминального бизнеса, который в огромных количествах принялся кормить население ненастоящими лекарствами, фальсификатом.
Мало кто любит подделки. Тем не менее практически все ими пользуются. Рынок фальсифицированных товаров по своему масштабу давно уже сравнялся с объемом продаж оригиналов известных брендов. На Западе война с контрафактной продукцией по своему размаху мало отличается от борьбы с мировым терроризмом. У нас же выявлением подделок занимается частное «Национальное агентство по борьбе с распространением фальсификаций». Правда, оно отслеживает только подделку товаров российских производителей.
Если человек идет на рынок и покупает там, например, джинсы Gap или духи Kenzo за сто рублей, он прекрасно понимает: этот бренд не может стоить так дешево — и сознательно идет на риск. Ну джинсы порвутся на следующий день или духи вызовут аллергию… Когда человек идет в аптеку, он не имеет выбора, поскольку видит на полке лекарственный препарат по цене оригинального — подделку не отличишь. В этом-то и цинизм: потребитель рассчитывает на помощь от недуга, а в итоге может оказаться в реанимации.
Цинизм еще вот в чем: в России, где рынок поддельных лекарств многократно перекрывает западные показатели, не существует ни внятной программы по борьбе с лжепрепаратами, ни должных законов, ни должного контроля. Криминал не просто предоставлен сам себе — для него созданы все условия.
«Новая газета» № 49
12.07.2004
*