Именинники: Демьян, Кузьма, Никон, Никодим, Петр, Тихон.

Летний Праздник Золотых Половин Человечества.

Посиделки с угощениями растительной пищей и Толченой Водой. Подготовка ко Дню Берегини.

Кузьма и Демьян, покровители бабьих работ, ни свет ни заря встают, баб на покос ведут.

Покосная рубаха

В старину полагалось и бабам, и девкам на покос особо одеться. Велики были сенокосные дни. Но загодя говорить о тяжкой страде, изнурительном зное, работе до трех потов было округе на суд. Подготовка к покосу проходила загодя, в глубоком средоточии, утворения света-радости в доме. Чтобы ненароком нерадивостью, горечью-досадой не прогневить держателя гроз Илью.

Доставались из сундуков покосные рубахи. На севере они были удивительно праздничные. Красный цвет и белый — символы красоты, силы, светлого начала — испокон были главными на русской земле. Верх рубахи — воротушку — шили крестьяне из кумачового холста, а низ — становину — из белого, где подол обязательно был расшит узорами, что защищали и хранили от всякого sла.

Рукава рубахи тоже были вышиты. И белая нитка, которой по красному крестик за крестиком вышивали, в чудотворный узор сливалась, передавала светоносную силу бога плодородия Ярилы. Поклонение земле, рожденным землей травам и цветам в эти страдные сенокосные дни было озарено даже крестьянской одеждой. Ведь были вышиты на покосных рубахах взявшие силу ростки, цветущие травы, птицы-счастья.

По народному поверью, торопились Кузьма и Демьян к лугам.

Кузьма-Демьян косы отбивают, а бабы кашу «ссыпчину» варят. Каша эта — общая. Кто крупы принес, кто масла, кто соли. Все вместе, рядом, всем крестьянским миром собираются ныне, чтобы, из одного горшка отчерпнув, после вместе нести долю великих страдных дней.

А когда каша сварится, поспеет, то разносится крик над утренней землей: Кузьма-Демьян, идите ести к нам! Крестьяне говорили: «Роса косы точит. До солнца обойдешь три покоса — не находишься босо».

Русская традиция

*