В субботу президент РФ Владимир Путин обсудил проблемы банковской сферы с премьер-министром Михаилом Фрадковым, министром финансов Алексеем Кудриным и председателем Центробанка РФ Сергеем Игнатьевым. И хотя власти продолжают говорить, что кризиса в банковском секторе нет, сам факт того, что обсуждение этой темы у президента совпало с пиком банковской лихорадки в стране, говорит о многом. Между тем ситуация с проблемными банками прошла некий промежуточный финиш.

Первым «подвел итоги напряженной ситуации на банковском рынке» Внешторгбанк, купив ГУТА-банк и открыв для клиентов свои двери в выходные дни. В пресс-релизе ВТБ значится: «Внешторгбанк и акционеры ГУТА-банка пришли к принципиальному соглашению о покупке Внешторгбанком 86-процентного пакета акций ГУТА-банка». В пресс-релизе подчеркивается также наличие напряженности ситуации в российском банковском секторе.

Сделку финансово поддержал Банк России, выразив готовность разместить во Внешторгбанке депозиты в объеме 700 млн. долл. На общем кризисном фоне этот почти беспроцентный кредит ЦБ Внешторгбанку выглядит довольно циничным. Кроме того, ВТБ еще и прилично заработал на так называемой панике. «Только за первую неделю июля объем вкладов населения вырос на 1,6 млрд. рублей и составил 38,6 млрд. рублей», – значится в пресс-релизе ВТБ.

Не пришлось отдохнуть в выходные и операторам других банков. В Альфа-банке даже банкоматы инкассировались круглосуточно. Банк «Диалог-Оптим» выплатил своим вкладчикам 1,3 млрд. рублей по депозитным договорам, при этом только за первую неделю июля – свыше 250 млн. рублей. Председатель совета директоров банка «Диалог-Оптим» Александр Поляков сообщил, что «в условиях общего «кризиса доверия» в российской банковской системе… ситуация с частными вкладчиками, созданная ажиотажными настроениями в Москве, приобрела ровный и стабильно улучшающийся характер». Но добавил, что «ситуация в регионах была и остается абсолютно спокойной».

Кстати, Альфа-банк решил даже наградить клиентов, не поддавшихся панке, премиями. Вице-президент Альфа-банка Александр Гафин признался: «Мы поняли, что бессмысленно пытаться удержать мелких и средних вкладчиков. Наш банк стал жертвой хорошо подготовленной кампании. Конкретного заказчика мы назвать не можем, но можем сказать, что это связано с нашим телекоммуникационным бизнесом. Именно поэтому слухи об атаке на наш банк начали распространяться в Лондоне еще до того, как начались проблемы собственно в банковском деле. Больше всего от этого выиграют Сбербанк и «дочки» загранбанков. Сейчас где-то 1670 банков. По нашим расчетам, 200 могут быть закрыты».

Банки, названия которых пока не замечены в новостях, стараются не привлекать к себе внимания и аккуратно обналичивают средства через банкоматы по «чужим» пластиковым картам, едва успевая за спросом.

Елена Тихомирова

Независимая Газета

# 142 (3255) 12 июля 2004 г.

Независимая Газета

*