60 лет назад, в 1944 году, в опустошенном войной Советском Союзе было учреждено новое почетное звание — мать-героиня. Почти десять лет назад оно было упразднено: награждать стало некого.

Поздним вечером 1944 года в барак к Алексахиным постучался незнакомец в штатском. Попросил хозяйку и молча протянул гербовую бумагу с оттиском Кремля. Так, с поварешкой в руке, Анна Савельевна узнала, что стала первой матерью-героиней Советского Союза.

«Их было десять человек, матерей-героинь. Их вызвали в Кремль к Михаилу Ивановичу Калинину и там наградили», — вспоминает сын Анны Алексахиной Евгений.

Сначала первый орден непременно хотели вручить женщине-коммунистке. Но членов КПСС среди кандидаток на высокое звание не нашли. В итоге остановились на компромиссной фигуре: беспартийная Анна Алексахина была из народа, жила не в столице, а в подмосковной Мамонтовке. Это ли не образ?

Слава лавиной обрушилась на Алексахиных. Приезжало начальство, приезжали корреспонденты. Корреспонденты писали разное. Алексахины все больше удивлялись. «У нас, мол, дом есть, каштаны цветут. А на самом деле мы в бараке жили. Привезли нам мебель, да через какое-то время ее забрали», — признается Евгений.

После присуждения ордена Алексахиных переселили в другой барак — просторнее. Ни льгот, ни иных привилегий не было, но были, как сказали бы сегодня, представительские функции: Анна Савельевна первой голосовала на избирательных участках.

Калужское село Волое знаменитым стало в одночасье. Однажды районная многотиражка вышла со статьей о многодетной матери и ударнице соцтруда из этих мест. На передовицу приехало посмотреть областное начальство. Уже здесь выяснили, многодетная в селе едва не каждая вторая мать. Так началась всесоюзная слава далекой калужской деревни.

27 матерей-героинь на 200 дворов: это у кого десять и больше детей, но ведь были еще и просто многодетные. Впрочем, арифметика рождаемости местных не удивляла. Всегда так было. Когда о деревне заговорила вся страна, в жизни ее женщин мало что изменилось. «Там льгот много написано было, а ничего не давали. Один раз только две тонны сена привезли, а обещали и дрова, и сено, и по ремонту дома помощь», — сетует мать-героиня Анна Алексеечкина.

Дети выросли и разъехались. Теперь хоть внуки приезжают. А Матрена Федоровна мечтает о правнуках. Недавно вот где-то вычитала, что за полвека орден «Мать-героиня» получили полмиллиона женщин. Но с 1991 года звание уже не присуждалось. Вручать такие награды сегодня стало некому.

Дмитрий Кайстро

10.07.2004 21:55

Вести.Ru

*