Как и предсказывал «ДЛ», ситуация в Чечне, загнанная внутрь, в буквальном смысле взорвана с новой силой. «Рояли» и «скелеты» из кустов и шкафов настырно лезут на политическую сцену, а Кремль ищет выход из сложившегося положения.

В то время, когда президент Путин на параде Победы в Москве произносил слова об успехах в борьбе с международным терроризмом, на таком же параде в Грозном взорвалась трибуна, с которой прозвучала последняя речь президента Кадырова. Путин срочно вылетел в Чечню, вручил золотую звезду героя вдове Ахмада Кадырова, заодно полюбовавшись с вертолета грозненским пейзажем. «Ужасно!» – описал свои впечатления от поездки глава государства.

    Вылетевший вслед глава Мин-экономразвития Герман Греф был cтоль же эмоционален в оценках: «Полная разруха!» Министр расчувствовался и по возвращении предложил увеличить финансирование федеральной программы по восстановлению Чечни, как будто позабыв о том, что цепочка нецелевого расходования этих средств начинается в Москве.

    Нынешняя чеченская реальность напоминает параллельный мир: политики старательно выдают желаемое за действительное, а ситуация в Чечне развивается по своей логике.

    Основной вопрос сегодня – определение кандидатуры преемника Кадырова. Дабы этот процесс не заставил Кремль сменить ориентиры и скорректировать курс, прокадыровские ходоки упражняются в Москве в красноречии и велеричивости, предъявляя доказательства своей лояльности. Их оппоненты в конфиденциальных беседах разоблачают царящий в республике произвол, Басаев изощряется в написании страшилок, военные призывают к решительным действиям, ответственные за Чечню чиновники на всякий случай переводят стрелки друг на друга (хотя понимают, что доказательства растраты бюджетных денег на восстановление Чечни собрать почти невозможно), патриоты скрипят зубами, наблюдая слабость власти, а нефтяные генералы тем временем тихо реализуют свои планы.

Скелеты в шкафу

    Что стало с деньгами, выделяемыми все предыдущие годы, доподлинно не знает никто. Но, глядя на руины Грозного, несложно понять, что на предназначенные цели в полном объеме потрачены они не были. При этом для всех действующих лиц очевидно, что выяснять подробности этого процесса вряд ли станут.

    По официальным данным, федеральная целевая программа по восстановлению ЧР на 2003 год оставляла 3,5 млрд. рублей. По информации компетентных источников, за последние 3 года по разным инвестиционным программам в республику было направлено 25 млрд. рублей, а еще 14 – выделено на компенсацию за утраченное жилье. Таким образом, сумма бюджетных средств приближается к 40 млрд. рублей.

    Стоит напомнить, что номинально средства федеральной программы распределялись дирекцией по восстановлению ЧР, а фактически – правительством республики. Видимо, этим объяснялась частая ротация премьеров Чечни: независимые ставленники Москвы, как Михаил Бабич, выживались Кадыровым. А зависимые не выдерживали нагрузки: Анатолий Попов до сих пор не оправился от последствий отравления, а Сергей Абрамов, нынешний и.о. президента Чечни, как утверждают информированные источники, никогда не претендовал на властные полномочия.

Рояли в кустах

    Кандидаты в президенты Чечни, обнаружившие себя в последнее время, не вызовут накала предвыборных страстей у чеченского электората хотя бы потому, что едва ли дотянут до выборов. Речь не идет об их физическом устранении, хотя некоторые эксперты не исключают такой возможности. Дело в том, что без соответствующих санкций Кремля и гарантий безопасности вряд ли найдутся экстремалы, пожелавшие выйти на старт предвыборной гонки.

    О своем решении баллотироваться заявили бывший мэр Грозного Бислан Гантамиров и генерал-майор ФСБ, заместитель полпреда Южного федерального округа Саид Пешхоев. Однако на момент сдачи номера ни тот, ни другой не зарегистрировались в качестве официальных кандидатов. Эксперты «ДЛ» скептически оценивают шансы обоих: амбиции первого основаны во многом на самолюбии, а «телодвижения» второго будут согласованы с Москвой. Если Пешхоев и пойдет на выборы, то лишь в качестве достойной альтернативы, но не фаворита.

    Из бизнес-представителей диаспоры Москвы в чеченском избиркоме уже зарегистрировался глава концерна «Милан» Малик Сайдуллаев. Еще один известный предприниматель – совладелец группы «Плаза» Хусейн Джабраилов – пока не проявил особого желания поучаствовать в президентской гонке. Впрочем, как утверждают компетентные источники, несмотря на авторитет этих бизнесменов и их пожертвования на восстановление Чечни, они никогда всерьез не рассматривались в качестве возможных претендентов ни в Москве, ни в Грозном.

    Помощник Президента РФ Асламбек Аслаханов уже заявил о своем неучастии в выборах, видимо, трезво прикинув шансы на победу. Еще один потенциальный кандидат – Руслан Ямадаев, – депутат Госдумы от «Единой России». Впрочем, говорят, что он не отличается ораторскими способностями и склонностью к публичной политике. Очевидцы вспоминают, как год назад в Кремле на встрече президента Путина с представителями чеченской диаспоры, получив слово, он раздраженно отшвырнул от себя ручку и произнес: «Если вы мужчины – поехали в Чечню». Эту фразу он повторял все отведенное регламентом время, меняя лишь интонации.

    На сегодняшний день чеченский избирком зарегистрировал шестерых кандидатов в президенты. Помимо Малика Сайдуллаева, остальные пятеро – самовыдвиженцы. Это сотрудница Урус-Мартановской районной администрации Мариет Горчханова, советник президента Чеченской Республики Вахит Висаев, житель Ростова-на-Дону, кандидат от ЛДПР Марат Зайналабидов, а также адвокат Адам Эдилов и доктор медицинских наук, профессор Султан Айсханов.

    Что касается идеи всенародно избранного «генерал-губернатора» – наместника Москвы не чеченской национальности, которая активно лоббируется определенными силами, то на такой ва-банк Кремль вряд ли пойдет.

Условия выживания

    Условно население Чечни можно разделить на пять групп по методам добывания средств для существования. Первая часть живет за счет родственников, зарабатывающих деньги на территории остальной России. Вторая, самая бедная, кормится натуральным хозяйством. Третья занимается воровством и продажей нефтепродуктов на территории региона. Четвертая, наименьшая группа – те, кто получил работу от государства. И, наконец, пятая – боевики и сочувствующие им. Каждый ребенок знает, как грамотно заложить фугас на дороге и у кого потом получить деньги за его успешный подрыв.

    Этим, а также торговлей оружием и боеприпасами время от времени занимаются все пять перечисленных категорий потому, что они соединены родственными и тейповыми узами. Из-за этого жизнь и работа всех нечеченцев в республике становится просто невыносимой.

    Военные уже давно не в силах контролировать этот процесс и большей частью охраняют сами себя. Если днем на дорогах относительно спокойно, то ночью власть меняется. Можно сказать, что обе стороны продолжают вялотекущую войну для отчетности. Войска докладывают об «успехах» в Москву. Боевики – своим арабским покровителям.

Черная дыра

    Нефтяные ресурсы Чечни – интрига и мотив. Нефти немного: до начала военных действий запасы оценивались от 50 до 70 млн. тонн. Но чеченская нефть очень хорошего качества – легкая и малосернистая. Считается, что нефтяных запасов хватит не менее чем на 20 лет. В 2003 году было добыто 1,8 млн. тонн. По оценкам президента «Роснефти» Сергея Богданчикова (51% «Грознефтегаза» принадлежит «Роснефти», 49% – администрации республики), доходы от чеченской нефти в прошлом году превысили 9,2 млрд. рублей.

    В конце 2003 года Ахмад Кадыров вышел с инициативой передачи контрольного пакета акций «Грознефтегаза» правительству Чечни с возможностью дальнейшей приватизации. Шаг за шагом Кадыров приближался к подписанию с федеральным центром соглашения о разграничении полномочий, в котором было бы юридически зафиксировано его право распоряжаться как недрами Чечни, так и бюджетными вливаниями. В ближайших планах Кадырова стояло также установление контроля над компанией «Нурэнерго».

    Как утверждают компетентные источники, вопрос о приватизации «Грознефтегаза» был практически решен накануне покушения на Кадырова.

    А чуть раньше правительство Чечни подписало спонсорское соглашение с Михаилом Гуцериевым, бывшим президентом «Славнефти», ныне хозяином «РуссНефти», на $12 млн. Источники «ДЛ» утверждают, что знакомство Гуцериева и Кадырова состоялось задолго до чеченских событий. Пока неясно, намеревалась ли «РуссНефть» в перспективе приобрести акции «Грознефтегаза», но известно, что компания сегодня ведет массированную скупку нефтяных активов.

Обратной дороги нет

    «А теперь – самое главное», – как обычно говорит Владимир Путин, переворачивая заключительную страницу своего доклада. Решение по кандидатуре будущего президента Чечни в Кремле принято. Как утверждают компетентные источники в Администрации Президента, Москва ставит на 46-летнего министра внутренних дел ЧР Алу Алханова.

    Этот выбор свидетельствует о многом. Главное – о приверженности Кремля старым принципам урегулирования конфликта руками чеченцев. Поэтому велика вероятность замораживания нынешнего состояния дел: бесконтрольное финансирование восстановления, самоустранение Москвы от распределения и контроля за средствами внутри республики. Все это означает окончательное признание Чечни черной дырой российской экономики. Да и ситуацию в республике все же трудно назвать стабильной. Особенно после недавнего ультиматума вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова, потребовавшего немедленной сдачи боевиков и предложившего карать не только участников бандформирований, но и их родственников.

    Впрочем, решение Центра не столь однозначно и компромиссно, как кажется на первый взгляд. Как известно, фигура Кадырова вызывала отторжение у определенных групп влияния в Кремле, настаивавших на ограничении его полномочий. И очевидно, что эти люди будут использовать свои рычаги для ослабления преемника Кадырова.

    Не менее серьезные группы влияния добились продвижения кандидатуры Алханова и будут способствовать его аппаратному усилению. Таким образом, в перспективе чеченский вопрос может стать мотивом противостояния и внутрикремлевских группировок.

      

Отдел политики «ДЛ»

ИЮЛЬ 2004 №160

"Деловые люди" ("МК")

*